Походы в кадетские корпуса были встречей с довольно цельной и продуманной воспитательной системой. Причем, если в этих реализациях она наверняка деформирована условиями, то в книге "Кадетское воспитание" Юрия Георгиевича Галанина, первого директора Второго Кадетского, мы имеем попытку изложить норму. И, по-моему, в целом удачную - читается интересно и представление о предмете получаешь. В книге масса любопытных сведений - по истории кадет и о современных школах. Но меня интересуют принципы. Вот как они выглядят в моем понимании.
1. Воспитательный идеал: государственный муж, человек, готовый служить Отечеству вплоть до самопожертвования. Подчеркивается, что, если в Европе, откуда заимствована форма, речь шла исключительно о подготовке офицеров, в России изначально готовили к обоим видам служения, военному и гражданскому.
2. Условия, сделавшие возрождение кадетского воспитания необходимым: общая поврежденность в России как семейного, так и школьного воспитания. Отсюда - идея выделить особую область, где реализуется и транслируется педагогический образец.
3. Существо "военной модели воспитания": военный уклад и быт. Его основные составляющие:
- Раздельное воспитание мальчиков и девочек. Ю.Г.Галанин подробно, с привлечением данных психологов, доказывает преимущества раздельного обучения и воспитания мужчин и женщин. (Для девочек существует Пансион государственных воспитанниц, наподобие Института благородных девиц).
- Строгая, неослабная дисциплина; незыблемость порядка
- Производительное наполнение внеклассного времени
- Пронизанность всей жизни воспитанников традициями, символикой и ритуалами
- Соревновательность, побуждение к высоким достижениям
- Единство физического, интеллектуального и эмоционального развития.
Что мне сразу бросилось в глаза, так это сходство с иезуитской моделью. И противоположность той и другой (строгих систем) всем "гуманистическим" моделям...