Рецензия на книгу Анны Гайкаловой "День девятый"

Apr 06, 2011 22:18



В эту книгу входишь, как в воду, постепенно. Пробуешь пальчиком - не холодная ли, и, убедившись, заходишь все глубже, погружаешься в прекрасный  - трагический и светлый - мир Анны Гайкаловой...

Роман "День девятый" - это сага о взрослении и воспитании души; души человека, женщины, матери. И в то же время это книга - строительство мира. Из мелких кусочков сверкающей смальты создает автор ткань повествования - неспешного и стремительного, философского и реалистического. Главная героиня романа, Соня, во многом списана, что называется, с себя. Подвиг Анны Гайкаловой заключается в том, что она не только сумела прожить такую жизнь, но и сумела описать ее в такой книге.

Соня-девочка, совсем ребенок, поняла, что каждый удар - это испытание; не наказание за что-то, а урок - для чего-то. И это знание и понимание прошло с ней через всю жизнь. Вот как пишет об этом автор:

"...Соня решила сделать бабушке приятное. Она перелезла через спинку кровати на диван, тихонечко спряталась под одеялом и замерла от удовольствия и предвкушения: "Сейчас бабуля придет, ляжет, а там я, и она меня обнимет, и будет так хорошо!"

Бабушка действительно скоро вернулась, сняла халат, легла и конечно же почувствовала рядом с собой чей-то теплый бочок. Соня улыбнулась и зажмурилась. 
Внезапно Тина закричала - громко, хрипло, ужасно. От крика и от неожиданности у Сони заложило уши. Но это было только начало. Остановив свой вопль, Тина приподнялась, взмахнула руками и, откинувшись на подушки, замерла без движения. 
  Соня испытала больше чем испуг. Ей показалось, что сердце у нее перепрыгнуло в голову, и сейчас голова лопнет. А вдруг она убила свою бабушку? Ведь может же человек от испуга умереть! Она с трудом подняла веки и в неплотной темноте отчетливо увидела так хорошо знакомое хитрое лицо. Соня поняла, что это игра, и бабушка заорала нарочно... Соня повторяла: «Я никогда так не буду! Никогда не буду пугать!»   На следующий день она любовалась плодами своего труда - плешиной ковра - и еще повыдирала немного, бормоча себе под нос, что никогда не будет пугать своих детей..."

Из этих уроков, которые быстро добили бы более слабую, менее восприимчивую душу, складывается характер Сони, определяющий ее судьбу: принимать все с любовью, отдавать все с любовью, никого не обвинять, все брать на себя...

Нет смысла пересказывать содержание книги, нет смысла сравнивать ее с образцами словесности. В конце концов, моя задача - не литературоведческий анализ романа, а просто рекомендация хорошей, серьезной, достойной книги.

"День девятый" создает мир. Книга не просто стереоскопична, она устроена, как мир, по законам голограммы: часть - в целом, и целое - в части.

Особое место в книге занимают двадцать две главы, посвященые пещере и путнику. Это самая мистическая часть романа, казалось бы, вставные сцены, по видимости, не связанные с основным действием. Но это только по видимости. Двадцать две главы "пещеры" обозначены двадцатью двумя буквами еврейского (ивритского) алфавита. Этими буквами, как говорит каббала, построен наш мир, и это служит еще одним подтверждением того, что автор строит свой роман, подобно тому, как Творец строит мир.

«А не слишком ли велика претензия?» - скажете вы...

Нет, не слишком. Ибо что наверху, то и внизу. Все, что происходит в нашем мире, происходит под влиянием высших миров, и все, что происходит в высших мирах находится под нашим влиянием. Анна Гайкалова строит свою жизнь по этому закону и строит свой роман по закону своей жизни. Самое удивительное, что мистика, которой проникнута вся книга, совершенно не мешает истинному реализму повествования. Я подчеркиваю, истинному, ибо здесь нет ничего от пресловутого соцреализма, навязанного нашему поколению и навязшего у нас в зубах. День за днем, шаг за шагом, событие за событием нанизываются, как бусы, или, скорее, четки, показывая читателю рост и развитие души девочки, девушки, женщины - великой матери, вложившей все силы, все сердце в детей, своих и чужих, которые стали тоже своими, неотличимыми от рожденных ею самой.

Каббалисты говорят, что душа приходит в наш мир, чтобы сделать «тикун», т.е. исправление своих нравственных качеств. Героиня Анны Гайкаловой, Соня,  исправляет не только себя, но и все окружающее ее жизненное пространство, высветляя и освещая его светом своей души. В отличие от материального мира, гда притягиваются противоположные полюса (например, магнита), в духовных мирах притягиваются друг к другу подобные - свойства, люди, события. Именно потому, что Соня живет по законам духовных миров, она притягивает хороших людей, которые помогают ей в трудные времена. (Как будто у нее бывали легкие!)

Умудрившись вынести положительный опыт из самых, казалось бы, безнадежных ситуаций, Соня поднимается, и возрождается, как птица Феникс, из пепла, и идет дальше. Она точно знает, куда ей надо, и точно знает, что обязана дойти.

Кроме «вставных» глав о пещере, в романе есть и еще «вставные повести». Основная - это повесть о Веронике, которая родила трех Сониных приемных детей. Несчастная, запутавшаяся в жизни Вероника не обладает той силой души, которая есть у Сони, но и она имеет право на сочувствие. Соне удается то, что полагают для себя целью самые праведные из праведных - не обвинять даже тогда, когда для этого есть все причины и предпосылки. Поняв и приняв Веронику, Соня поднимается на одну из самых высоких ступеней духовности и тянет, тянет за собой всю свою большую семью.

Еще две «вставные повести» об отце и матери. Повесть о матери написана, как бы, от ее лица уже после ухода из этого мира. Нелепая и нескладная жизнь Берты заканчивается тем, что она, наконец, понимает то, что не понимала при жизни, и с этим пониманием уходит в иные миры. Повесть об отце написана без всякой мистики - просто рассказ о его юности, но этот рассказ написан с точки зрения выросшей дочери, у которой с течением лет открылись глаза на то, что происходило в разломанной семье, где она росла.

«Тэра прятала Тину???» - это не вопрос, это вопль выросшей девочки, которая знала, что ее бабушки не переносят друг друга.

В эту книгу входишь, как в воду, постепенно. Пробуешь пальчиком - не холодная ли, и, убедившись, заходишь все глубже, погружаешься в прекрасный  - трагический и светлый - мир. В этом океане не тонут, в нем выплывают и вытаскивают на твердую теплую землю всех до единого с тонущего корабля - и матросов, и пассажиров.

Силы души неисчерпаемы. Даже, если начинает подводить тело, душа продолжает жить и тянуть, тянуть за собой ввысь всех, кто попадает в ее круг - круг, освещенный ее светом...
Previous post Next post
Up