был повод вспомнить и разыскать кое-какие любопытные параллели между Заболоцким и Набоковым, отслеженные
вот здесь.
скопирую текст из жж
donor_darom сюда на память:
сообщающиеся сосуды
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота?
- Змея в змее, сосуд в сосуде.
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Сколько ей лет, этой несчастной дурнушке? Лет 5 - 7, раз по двору в трусах бегает, зубки наверняка еще молочные. "Рот длинен" - а у Настасьи Кински что, губки бантиком? Судить о чертах лица будущей женщины еще слишком рано. Напоминает лягушонка - ну и что? Куколка тоже не слишком похожа на бабочку. И худая рубашонка ведь не приросла к девочке. Такие вот гадкие утята-лягушата и превращаются со временем в красавиц.
"Именно из девочек, похожих на лягушат, самые красавицы и вырастают" (реплика
j_pinchikov).
Лягушка непременно обернется Василиcой Прекрасной. Ну какой неисправимый изъян мерещится автору, в чем причина его фатальной дисморфофобии по отношению к героине? Рыжина, что ли:
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны...
Да лет через десять соседские мальчики попадают со своих велосипедиков, а подруги удавятся от зависти. Но автор, как Умная Эльза, уже оплакал ее будущую одинокую судьбу:
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье...
Так уж и нечем. Будто каждая девочка обладает удивительной способностью переплавлять камни. Представьте себе температуру пламени, обращающего минералы в магму. Как называется место под землей, где вечно бушует это страшное пламя? Правильно, "преисподняя". Ад, геенна. Вот, значит, что у девочки "в глубине". Теперь картинка складывается.
Заболоцкий вовсе не в маразме, а стишок не такой слащаво-дидактичный, каким на первый взгляд кажется. Мнимая слащавость облезает на глазах.
Рыжая, большеротая, кривозубая, гоняется за мальчиками. В душе у нее постепенно разгорается ад. Черты её нехороши вовсе не в парикмахерском смысле. Рыжая Гелла из квартиры №50 вон какой была красавицей, а квартирка-то все равно названа нехорошей.
Рыжина - инфернальная метка. Вампирическая клыкастость никакими брекетами не лечится. Обычная девочка подрастет и похорошеет, маленькая ведьмочка с возрастом обратится в заправскую ведьму. В один прекрасный день она с ужасом осознает свою сущность. Вампирелла, суккуб, ламия, эмпуза? Это все рядовой состав демонесс. Девочка-с-огоньком рангом выше, ее обожествляют люди. Атрибут ее культа - огонь, мерцающий в сосуде.
Ритуальный светильник с изображением Лилит, другие картинки и истории из жизни этой нехорошей девочки:
http://ccat.sas.upenn.edu/~humm/Topics/Lilith/ Заболоцкий вполне корректен с демонологической точки зрения, Набоков тоже ничего не выдумывал. Его эротические фантазии ("змея в змее, сосуд в сосуде") не выходят за пределы общепринятой иконографии и атрибутики Лилит. Девочку традиционно изображают в виде полузмеи/полудракона-динозаврика, либо в контакте со змеей. Она преимущественно рыжая.
О ритуальных сосудах с заклинаниями подробнее см.
Lilith Incantation Bowls.
Набоков написал свой отчет о девиртуализации с рыжей девочкой в 1930 году (замок снят в 1970), Заболоцкий - в 1955.
Весна земного бытия/Охваченная счастьем бытия. Рыжая повелительница пламени (испепеляющего одежды/растапливающего камни).
Друг к другу они не подглядывали, тут сработал закон сообщающихся сосудов. Ну и размерчик подходит, ничего не стоит присобачить кусок от одного автора к другому. Кто их спрашивать-то будет? Реципиента никто не спрашивал, донора - тем более.
Шариков комочек он вышвырнул на тарелку, а новый заложил в мозг вместе с ниткой и своими короткими пальцами, ставшими точно чудом тонкими и гибкими, ухитрился янтарной нитью его там замотать. После этого он выбросил из головы какие-то распялки, пинцет, мозг упрятал назад в костяную чашу, откинулся 9и уже поспокойнее спросил:
- Умер, конечно?..
- Нитевидный пульс, - ответил Борменталь.
- Еще адреналину.
Мои маленькие зооморфные друзья добавили бы еще фенолу и триптофану.
(конец копипасты)
и вспомнилось ещё одно хрестоматийное стихотворение:
Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя...
Не поткому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело,
Я у Нее одной ищу ответа,
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света.
(с)Иннокентий Анненский
мне интересно: упомянул ли где-нибудь кто-нибудь имя звезды?
оно, если вдуматься, довольно очевидно, но подтверждения своему предположению своей уверенности я нигде пока не встречала.
и да, кто из вас, это прочитавших, знает имя звезды?