связность, игра, бюрократия

Feb 17, 2010 17:59

По результатам вчерашнего разговора (неважно, что вы его не слышали, я всё равно не уверен, на какую он был тему).

Есть такая приблизительно понятная характеристика: связность общества. То есть количество шагов, количество действий, которые должен проделать человек, чтобы познакомиться с другим человеком. Или количество шагов которые нужны, чтобы от знакомства с одной идеей дойти до знакомства с другой идеей.

Я эту связность уже давно предлагал считать самой главной оценкой труда, например, педагога. Учитель в классе занимается ... ну вообще-то много чем, вплоть до предоставления личного примера для подражания. Но одна вещь происходит постоянно - повышение связности класса и набора идей, методик, фактов, из которых состоит предмет. Это целая наука, и нечто вроде китайского искусства ведения войны - как установить связь между человеком и идеей. Во всяком случае, обманные манёвры и отрезание путей к отступлению присутствуют точно.

Если связность не повышается, то группа учеников будет работать... ну, как герои книжки с вырванными страницами. Какие-то части сюжета есть, какие-то происходят неизвестно почему, и заканчиваются неизвестно чем. Что совершенно не мешает развитому ученику, которому группа не нужна, и уже установлена собственная прочная связь с предметом. Яркому персонажу вырванные страницы не помеха.

Группа с хорошей связностью будет работать, как группа библиотекарей в архиве. Они всё найдут, со скоростью формулировки задания начнут его выполнять, недостающее спросят, пирожок с полки возьмут сами. Они могут пропустить какую-то очень красивую или оригинальную идею... но тут им должен помочь учитель, роль которого все-таки шире, чем организация архивной работы.

А вот есть два явления, которые только для повышения связности общества и нужны. То есть у них есть и другие обоснования, но гораздо менее существенные.
(дальше в комментариях)
Previous post Next post
Up