Нетопырь (Ю Несбё). Хотя это только первая книга серии, понравилось немного больше, чем громкий более поздний Снеговик. Во-первых, детективно запутаннее и изящнее (хотя к развязке всё равно немало претензий, начиная с того, что детективу в общем-то не приходится ничего раскрывать, а логика в последних действиях злодея вообще отсутствует). Опять же, австралийско-норвежский контраст очарователен. 7.
Уроки дыхания (Энн Тайлер). После Случайного туриста, удовольствие от которого было
почти иррациональным, думал, что, возможно, это разовый эффект. Но нет, кажется, нашёлся ещё один "мой" автор, причём таких точных попаданий не было очень давно. Как и в первый раз, трудно объяснить, что именно так понравилось. Простая история - один день из жизни американской пары средних лет с периодической сменой рассказчика, достаточно обычные семейные драмы и фарсы, но написано так натурально, и образы получаются такими объёмными, что постоянно пробирает дрожь узнавания или откровения. 9.
Париж (Эдвард Резерфорд). Славная традиция чтения "под поездки" продолжает оправдывать себя, весь недолгий визит в Париж прошёл под знаком прекрасного романа. Говорят, что все книги автора написаны одинаково - многовековые семейные переплетения на фоне истории и географии конкретного города или региона. Так и здесь, основное действие разворачивается с 1880-х по 1940-е, но множество глав относятся к более ранним временам, вплоть до начала XIII века. Как в Форресте Гампе любопытные, но, в основном, не выдающиеся персонажи ключевых семей оказываются вовлечены примерно во все более-менее значимые события истории Парижа, а заодно подробно погружают читателя в его географию. Психологических глубин и детально прописанных героев искать не стоит, хорошо сделаны человек пять (Тома, Люк, Мари, Роланд, Луиза) из примерно сорока. Но само переплетение сделано интересно, под конец сюжет захватывает. А уж как исторический путеводитель вообще выше всяких похвал. Надо будет не забыть перед Лондоном, Нью-Йорком или Дублином опять обратиться к Резерфорду. 8.
Рассказ служанки (Маргарет Этвуд). Обычно в антиутопиях сложнее всего придумать достоверный и непротиворечивый мир. У Этвуд это как раз относительно получается, а вот существенно более простую задачу описать, как (и за сколько времени) мир текущий должен превратиться в эту антиутопию (а та потом в нечто иное) - совсем нет, хотя, казалось бы, эта задача проще. В целом из-за этого показалось неубедительно и занудно, несмотря на небольшой размер. Базовая идея очень хороша, но, как это часто бывает, ярко выраженная идеологичность вредит художественной части. 6.
Дети мои (Гузель Яхина). В общественном сознании след от этой книги будет меньше, чем от первого романа Яхиной: поволжские немцы это давно забытая экзотика, в отличие от татар, да и сама история сделана как слишком персонализированная, сначала считываешь её как личностную (причём весьма маргинальной личности), а только потом как народную. Но мне понравилось, пожалуй, даже больше, чем Зулейха открывает глаза, у которой две части были очень неравноценные. Здесь же всё цельно, последовательно и очень красиво. А наблюдения за безумным миром начала 20-х "со стороны" дают даже более яркий образ, чем получился бы при описании изнутри (по крайней мере у этого автора). 8.
Жена путешественника во времени (Одри Ниффенеггер). Давно я не читал женских романов, да и про этот не подозревал в принадлежности к жанру, хотя название намекает, что фантастика здесь лишь фон, а главный герой не тот, кто путешествует. Несмотря на "мусорный" жанр, очень хорошая литература с прекрасными персонажами и психологически правдоподобным исследованием приспособления сознания героев к необычным обстоятельствам жизни. Да и даже как история о стадиях, через которые отношения проходят за годы совместной жизни, тоже интересно. Конечно, можно найти логические изъяны, как почти в любой книге о путешествиях во времени, но они не раздражают, автор старательно минимизировала связанные с этим проблемы. 8.