Жена (Мег Вулицер). При всей линейности (а может и именно благодаря ей), понравилось даже больше её же
Исключительных. Если просто пересказать кому-то сюжет, сводящийся к буквальному истолкованию банальности про женщину за плечом великого мужчины, то покажется, что это лобовая притча истовой проповеди феминизма, но у меня не осталось такого впечатления. Есть ощущение довольно тонкого размышления не только о славе и таланте, но и о семейной жизни со всеми её компромиссами без очевидных ответов. Отчасти напомнило даже
Мистера Фо Кутзее с его исчезновением женщины из истории, в котором конечно виноват мужчина, но всё не так просто, особенно если держать в уме неполную надёжность рассказчика. 8.
1913. Лето целого века (Флориан Иллиес). Немецкий критик сделал летопись "последнего мирного года" - помесячный слепок жизни пары десятков представителей европейской культуры. Тут, конечно, надо быть сильно более образованным, потому что половина имён персонажей мне просто ничего не говорили, да и чувствуется радикальный немецкий уклон. Всё равно любопытно - жизнь Маннов, Кокошки, Кафки, Фрейда, Пикассо и прочих в это время достаточно бурна и в отсвете последующих событий выглядит безумной пляской перед потопом. 7.
Софья Петровна (Лидия Чуковская). Часто говорят, что наравне с Одним днём Ивана Денисовича эта небольшая повесть - лучшая иллюстрация большого террора, иногда ставят её даже выше. И да, соглашусь: идеальное в своём простом ужасе изображение. Что отдельно поражает - написано сразу, в 39-м, никакого послемыслия, вот в это невозможно поверить - что уже тогда без всяких открытых документов, внутренних разоблачений и рассказов вернувшихся можно было всё увидеть и угадать, ещё до войны. Поразительно. 9.
Мир глазами Гарпа (Джон Ирвинг). Считается, что это в большой степени сатира, довольно лёгкая книга, несмотря на структуру семейной саги, сравнивают с Форест Гампом, например, да и в экранизации играет Робин Уильямс, а жанр её обозначен как "комедия-драма", надо бы посмотреть. Я вычитал намного больше драмы, чем юмора (а сходство вижу скорее с тетралогией о Кролике), немало того, что даже вызывало ужас, например, джеймсианки - активистки, вырезавшие себе языки в знак протеста против мужского насилия или живописание детских трагедий, да даже история зачатия самого Гарпа, которая тоже явно предполагалась скорее комической, а у меня визуализировалась в крайнюю хтонь. Отдельный вполне экзистенциальный кошмар навеяло сознательно доведение всех историй (включая вложенные, описанные книги самого Гарпа) до полного конца, до смерти всех второстепенных персонажей - хотя для семейной саги это вроде и логично. 8.
Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения (Фредрик Бакман). Надо было читать перед
Здесь была Бритт-Мари, упустил, что они связаны между собой, хотя вероятно, тогда от второй части было бы меньше удовольствия. Интересно бы понять, каким возрастам это лучше заходит - вроде и написано как сказка, но мало я знаю родителей, которые внимательно прочитав, решились бы дать это своим детям младше лет 12 хотя бы. А мне вот как раз по возрасту, видимо: раскрытие мира через умного и постепенно познающего тайны окружающих ребёнка - очень приятная оптика, при этом достаточно умно написано, чтобы не ощущать неловкости от некоторой несерьёзности происходящего. 8.
Тайная река (Кейт Гренвилл). Образец современной антиколониальной литературы, в данном случае, австралийский. Полудокументальная биография семьи поселенцев начала XIX века, которые "осваивали" "дикие" места, не воспринимая местное население как людей. В целом, всё хорошо, но лично для меня, возможно, это редкий случай, когда кино было бы полезнее (экранизация, кстати, есть, небольшой австралийский сериал) - слишком много места и значения у описаний природы, которые с листа очень плохо воспринимаю, из-за этого читалось немного скучновато. Понравилась лондонская часть, предыстория. 7.