Человек сидящий (Алексей Федяров). Автор десять лет работал следователем в Чувашской прокуратуре рубежа веков, ушёл в бизнес, а в 2013-м сел по обвинению в мошенничестве. Через три года вышел и с тех пор в основном занимается правозащитой, в частности в рамках «Руси Сидящей». Будни российских СИЗО и зоны изложены абсолютно довлатовским слогом. Это не последовательная история, а набор зарисовок о порядках и других сидельцах, много про положение "бээсников" - бывших сотрудников органов, особая категория заключённых. Крайне поучительно, местами хочется конспектировать и заучивать, читается как весьма прикладной текст. Несмотря на схожесть стиля и юмора, Федяров немного злее Довлатова, что неудивительно, учитывая, с какой стороны решётки он был. 8.
Только физика, только хардкор! (Дмитрий Побединский). Автор - довольно приятный
науч-поп блогер по физике для самых чайников (как я). Тоже не единая книга, а набор эссе с разбросом от "как сделать световой меч?" до "что такое теория струн?", возможно просто текстовые версии его же роликов. Несмотря на отсутствие общей логики, мне понравилось, доступно и многое прямо интересно. 7.
Наследники (Уильям Голдинг). Второй роман, вышедший сразу после дебютного Повелителя мух, другое отражение того же скептического взгляда Голдинга на человеческую природу, но теперь в "историческом" контексте: племя неандертальцев сталкивается с более развитыми кроманьонцами. Все друг друга боятся, оптика двух сторон несовместима, нормальный контакт невозможен, в итоге неандертальцы погибнут, а кроманьонцы останутся до смерти напуганы. На удивление точно для середины 50-х, я слушал довольно много лекций про образ жизни первобытных людей, и кажется, что Голдинг даже современным представлениям нигде принципиально не противоречит, домысливая в рамках разумного. Художественно не показалось выдающимся, меня не вовлекло, но идейно любопытно. 7.
Безгрешность (Джонатан Франзен). Культурные люди уже давно обсудили его последний роман и ждут новый, а я только добрался до предпоследнего. Понравилось ещё больше
двух первых - к привычной уже глубине взгляда в человека и невероятной достоверности семейных коллизий добавляется стройность истории, географическое разнообразие (причём если Боливия скорее условная, то Берлин 80-х проработан крайне убедительно) и полноценно детективная интрига. На мой взгляд, немного просела концовка: выдав абсолютно пиковую во всех смыслах оглушительную кульминацию, автор решил напоследок пожалеть выживших героев и тихонько раздал всем пряников из стоявших по углам сундуков - ну, имеет право, тем более, что он, кажется, добреет с возрастом. Кстати, зная теперь, какой Франзен
помешанный бёрдвотчер, не могу не замечать, как постоянно проскальзывают тут и там описания мелких птичек с названиями и деталями, которых ни один обычный человек вообще не знает, причём это встречается как в авторском тексте, так и в размышлениях и наблюдениях героях, где обычно уж совсем негармонично смотрится. Впрочем, это не портит впечатление: просто такая милая причуда гения, его водяной знак под всем текстом. 9.
Синий. История цвета (Мишель Пастуро). Добрался наконец до культовой серии, начал с первой книги. Да, действительно столь хорошо, как ожидалось, причём очень сжато: история цвета в одежде, искусстве, символике и политике, увлекательно и убедительно. Пастуро несколько ворчлив, постоянно фыркает в сторону коллег и предшественников или жалуется на недостаточную проработанность той или иной темы (отдельно завораживает, полное впечатление, что человек прочёл вообще всё и недоволен - почему так мало текстов про такой-то метод прокраски ткани в Лионе в XVII веке?!), а также франкоцентричен: половина рассказа про новое время сводится к истории синего во французской политике (вторая половина отведена джинсам). Буду читать дальше и покупать бумажные версии - эти книги хочется иметь на полке, ещё и обложки невероятной красоты. Единственное, что смутило - много повторов, например, в последнюю главу просто вставлены дословно полторы страницы из первой, для 100-страничной книги это особенно странно. 8.
Суббота (Иэн Макьюэн). Один день из жизни лондонского нейрохирурга средних лет в 2003 году насыщенный как событиями, так и размышлениями о жизни, а особенно теми мелочами, в подмечании которых так прекрасен Макьюэн: различия в восприятии любой ситуации разными участниками, мимолётные мысли о старости, сексе, вечности или войне которые проносятся в голове в течение дня. Всё крайне узнаваемо, рутина незнакомой профессии как всегда завораживает, экзистенциальные куски откровенно пугают (описание визита в дом престарелых к матери в деменции и пересказ тех мыслей, что мешают иногда уснуть не делают чтение простым). Отдельно прекрасно сделано столкновение взрослого успешного мирного человека с насилием: насколько он к нему не готов, как унизительно оно может быть. 9.
И чтоб два раза не вставать - посмотрел
английскую экранизацию макьюэновского же
Искупления (единственная оценка 10 за все мои выпуски). Молодые Макэвой, Кира Найтли и Камбербэтч прекрасны, а немолодая Ванесса Редгрейв круче их всех. В целом, фильм отличный - передаёт книгу настолько, насколько это возможно на экране. Конечно, отобразить всё не вышло, в частности ключевой твист (за который и ставлю роман на ступень выше всех прочих) получился лобовым: у внимательного читателя, особенно знакомого с творчеством Макьюэна, есть шанс разгадать его ещё до финальной главы, а у зрителя фильма, кажется, нет. В общем, я бы всё равно рекомендовал, в первую очередь, книгу, но кино тоже крайне достойное.