Утро. Стокгольм.
Приветственный залп из пушки, швартовка, трап, палуба, кают-кампания, дружно клюем носами над кастрюлей с овощами для будущего рагу...
Покончив с нарезкой морковки, вспоминаю: "спи, когда можешь, вставай, когда будят". Решаю, что ко мне это тоже вполне относится, а красоты всех городов мира подождут.
Вот чем-чем, а бессонницей на корабле точно не страдаю - едва приняв горизонтальное положение, проваливаюсь в сон.
- Пойдем... смотреть корабль! Большой, деревянный!..
...Корабль? А, да, корабль. Корабль, так корабль. Обожаю корабли, ага.
Это автопилот срабатывает. Сознание еще не проснулось.
...Солнечно и непривычно тепло. Сознание постепенно включается и вздыхает по забытым на борту темным очкам.
Город посмеивается над моим сонно-восторженным видом.
Действительно, КАК? :)))
Яркие краски, лето вокруг, и внутри лето...
Залитые светом улицы сменяются полумраком, прохладой и тишиной. И вот тут - окончательно просыпаюсь.
Мы - в музее "Васы", шведского корабля XVII века, который затонул в своем первом плавании. В наше время был поднят со дна, и сегодня он - самый древний из сохранившихся деревянных парусников.
"Знаешь историю этого корабля?" В который раз чувствуя себя ламером очень маленькой и глупой, отвечаю, что нет, и зачарованно слушаю - так в детстве не слушала сказки.
"Васа" - шведский "Титаник" XVII века. :)
Уже при постройке ему было присвоено звание «королевского корабля», что подчёркивало его особый статус. Корпус был богато украшен позолоченными и раскрашенными резными фигурами. В строительстве принимали участие лучшие мастера того времени. Длина корабля 69 м, высота - 52,5 м. (т.е. он примерно в 2 раза больше "Штандарта"). На постройку ушло 40 акров дубового леса, то есть более тысячи деревьев.
10 августа 1628 года "Васа" приветствовала собравшихся в гавани горожан залпом из пушек и отправилась в свое первое плавание.
Но, дойдя всего лишь до острова Бекхольмен у входа в гавань Стокгольма, в ста метрах от острова, корабль накренился под порывом ветра, вода хлынула через открытые пушечные порты, корабль лёг на борт и начал тонуть с поднятыми парусами и развевающимися флагами.
Хотя катастрофа произошла недалеко от берега, вместе с "Васой" погибло около 50 из находившихся на борту людей.
Причина, по-видимому, в том, что строительство велось под пристальным вниманием самого короля, который заботился больше о боевых качествах "Васы", чем о мореходных, и при проектировании были допущены серьезные ошибки.
В 1961 году "Васу" обнаружил подводный археолог-энтузиаст. Корабль был поднят со дна. Процессу его подъема в музее посвящена отдельная экспозиция... А мы даже посмотрели документальный фильм... правда, на испанском языке. :)
Деревянный корпус в течение 17 лет (!) днем и ночью орошали раствором, замещающим воду, который, попадая в полости и трещины древесины, цементировал ее, предотвращая разрушение.
Странное чувство: "Васа" не кажется мертвой, скорее уснувшей. Столько души, сил вложено в ее реставрацию... С трудом верится.
Готова провести в музее целый день, но вахту никто не отменял. :)
Вернувшись, сменяю на трапе скучающего Леху, и с какой-то новой нежностью рассматриваю знакомые желто-зеленые борта, на своем неважном английском отвечая на вопросы редких прохожих...
Завтра летнее тепло сменится мелким дождем и ледяным ветром.
- Предлагаю воспользоваться погодой, и злостно вымыть палубу!
- Поправка: вымоем палубу добротно!
- Принято!
...А еще через день "Штандарт" отправится к берегам Финляндии... Но это уже другая история. :)
Использованы фото "Васы" и рисунок, наловленные в сети, т.к. мой собственный фотоаппарат был так поражен ее величием, что снимать отказался. :)