В качестве иллюстрации к
теме, поднятой vovam, обратимся к Соединенным Штатам Америки. В фокусе сегодняшнего обзора будут два внебюджетных фонда США:
Old-Age and Survivors Insurance (OASI) Trust Fund и
Disability Insurance (DI) Trust Fund. Первый фонд отвечает за государственные выплаты пенсионерам по возрасту, а также их иждивенцам. Второй - инвалидам и членам их семей.
Начнем с доли получателей средств фондов относительно всего населения США.
Количество получателей пенсий по возрасту отражает вполне очевидные демографические реалии. «Бэби-бумеры», начавшие выходить на пенсию, объясняют последний скачок в доле получателей пенсий. Значительные вариации в относительной доле инвалидов среди населения объясняется как бюрократическими (в конце 70-ых - начале 80-ых нормы для получения страховки были пересмотрены в сторону ужесточения), так и демографическими причинами (старение населения).
Демографические прогнозы оценивают, что процесс увеличения доли пожилого населения будет только интенсифицироваться. На графике ниже показано отношение числа лиц старше 65 к трудоспособному населению (15-64 года):
Тенденции понятны, масштаб их достаточно серьезен. Можете сравнить с Японией - она опережает США лет на 20 (что показательно, не только в демографии…):
Обратимся к финансам, а именно: посчитаем, насколько велики были средние выплаты по социальному страхованию по отношению к средним зарплатам в частном секторе:
Замечу, что в расчете взяты заработные платы до выплаты налога на доход, поэтому в пересчете на располагаемый доход это отношение немного выше. Показатель, как видите, потихоньку растет. Соответственно, на фонды социального обеспечения ложится двойная нагрузка: с одной стороны, происходит резкое падение количества работающих в расчете на одного пенсионера, с другой, размер пенсионного обеспечения увеличивается относительно средней заработной платы. Как планирует существовать в таких условиях руководство фондов соц. страхования? Обратимся к
прогнозу ведомства до 2021 года для фондов OASI, DI и HI (Hospital Insurance, еще один государственный социальный фонд):
Все расходы указаны в процентном соотошении к ВВП. В «базовом» прогнозе OASDI мы видим увеличение выплат с 2012 по 2018 на… жалкие 0,2% ВВП. ФРС, напомню, собирается печатать по 0,5% ВВП в месяц. Глядя на эти расчеты, хочется спросить: а как же «беби-бумеры», которые за это время увеличат армию пенсионеров приблизительно на 8,5 млн. чел., т.е. на 18,5%? Не лучше ли рассматривать «высокий» вариант сразу как базовый? Впрочем, и он вряд ли отражает всю тяжесть положения. Лакирование действительности и
"страусиный" подход во всей красе.
А следующий график иллюстрирует дефициты означенных фондов в рамках трех сценариев (тоже в % ВВП):
Дефициты, понятное дело, будут погашаться из федерального бюджета. Замечу, что даже в рамках «базового» сценария сальдо фондов становится хронически дефицитным. Кстати, базовый сценарий исходит из роста номинального ВВП на 5% ежегодно, что мягко говоря, является смелым допущением.
В заключение отмечу, что описанные выше фонды - это только часть айсберга под названием «американское welfare”. Примерную картину можно представить себе, взглянув на график совокупных расходов государства на инвалидов. График старенький, датируется 2001 годом.
C 2001 года общие расходы на программы Medicare и Medicaid выросли в 2,2 раза. Через десять лет, к 2022 году, они еще удвоятся. Боюсь, не оказался бы айсберг на самом деле «Титаником»…