Хотите небольшую прогулку по месту моего обитания на срочной службе в течении почти четырёх лет?
Добро пожаловать.
На этой лодке, которая стоит сейчас в хайфском музее ВМФ, я служил.
Картинки с небольшими пояснениями.
Для начала - вид снаружи.
Торпеда, естественно, как правило, не торчит наружу. Да и цвет у неё не оранжевый, а тёмно-зелёный. Ибо.
Дверцы сбоку в лодке тоже нет. Её прорезали при установке в музее. На самом деле, в лодку есть два входа. Один через люк на палубе, второй через мостик. Вход через мостик используется так-же как шлюз, если надо из неё выбираться в подводном состоянии. Бог миловал :)
Вход через ту самую боковую дверцу, которой не было. На её месте находились ещё две кровати. Это кубрик старшин.
На полу, под кроватями, находятся ещё торпеды, спим над ними.
А вот торпедные аппараты. Их восемь штук. Тут видно три левых целиком и кусочек четвёртого наверху. Торпеда там находится постоянно. Когда собираются стрелять, аппарат заполняют водой, открывают переднюю дверцу и включают мотор. Торпеда выплывает сама.
Два верхних торпедных аппарата. Красные круглые рукоятки на потолке открывают верхние люки в балластных танках. Снизу они открыты. Вода выдавливает воздух наружу и лодка погружается (такие-же есть в кормовом отсеке). После погружения, люки закрывают и когда лодка должна подняться, в танки нагнетают воздух под давлением и она всплывает.
Идём дальше. Офицерский кубрик. Три койки на всех, спим по очереди, как все.
Кухня. Всё выдвигается. Кастрюли, доски, раковина. Прямо напротив, такая круглая штуковина - ручной насос. Там была длинная рукоятка, с помощью которой набиралась вода в отдельный бак для повара.
Капитанская каюта. Единственный человек, у которого была своя отдельная кровать. Но двери нет, есть занавеска. Кусок лесенки справа - подъём на мостик через шлюз. Находится прямо напротив кухни. Когда повар, в 5 часов утра, вставал и пёк булочки, он это делал на цыпочках, чтобы не разбудить капитана.
Туалет и душ. А так же, справа, система выстреливания дымовых шашек на поверхность. В этой системе я проверил свои часы, на которых было написано, что они выдерживают давление на глубине до двухсот метров. Они действительно выдержали. Я их засунул внутрь, закрыл внутреннюю дверцу и открыл наружную.
Система наведения торпед. Там было два экрана (сейчас забито щитом). Система использовала кассеты для загрузки программ. По субботам, когда лодка стояла в порту, дежурный экипаж доставал заветную кассету с игрой в пинг-понг (для тех кто помнит, одна из первых игр. Мячик летает туда-сюда-обратно и нужно его отбивать) и народ рубился на боевом компьютере. Компьютер слева появился уже после моего ухода со службы. А дальше налево система сонар.
Вход в радиорубку. Радист днюёт и ночует там постоянно, с перерывами на еду и туалет. Справа от входа плексигласовая доска с подсветкой, для черчения боевых схем. Чертим восковыми разноцветными карандашами, из за подсветки всё очень хорошо высвечивается. Справа от входа - батитермограф. Записывает наружную температуру воды, которая зависит от времени суток, времени года и глубины. Эти данные потом используются, для расчёта распространения звуковых волн.
Моя епархия - отдел навигации.
Справа - радар. Далее - навигационный стол. Сверху стекло, на которое накладывается карта, в определённом масштабе, вычерченная на кальке. Внутри роза ветров с подсветкой, которая находится на перекрестии двух червячных прутов. Система получает данные от компаса/гироскопа и спидометра и передвигает розу ветров соответственно выставленному масштабу. А сверху, на кальке, отмечается курс и все данные кораблей вокруг.
Слева внизу подводный телефон.
Технический центр. Это место человека, который отвечает за баланс лодки, насосы, давление воздуха, воды, гидравлики и т.д. Все краны - наизусть, в полной темноте, в доли секунды. Без этого его просто не пустят там сидеть. А для тех, кто там сидеть не должен, экзамен полегче. Им дают секунды и не обязательно в темноте. Но знать должны все и всё.
Рули. Дальний - направление. Средний - передние рули глубины. Ближний - задние рули глубины. Над ними, на откидной скамейке (тут её нет) сидит офицер и даёт указания.
Управление мотором. "Руль" напротив - скорость, вперёд/назад. Слева большие выключатели, которые, в разных комбинациях, делают то же самое, но вручную. На всякий случай (а случаи были). Внизу, под полом, во всю длину лодки - аккумуляторы. 360 аккумуляторов по полтонны весом каждый. Я не помню сколько там ампер/часов в каждом из них, но я помню, как кто-то уронил гаечный ключ между полюсами. Раздался взрыв и ключ просто испарился. Люди которые спускались под пол для работы с аккумуляторами проверялись так, что никакому секюрити из аэропорта и не снилось. Не дай бог, попадёт металл.
Машинное отделение. Правый дизель-генератор. Мотор электрический, дизели используются только для зарядки аккумуляторов.
Тот же дизель и дальше - электромотор.
Так мы и жили.
И если честно - жили совсем неплохо :)