«Язык - дом бытия»
(М.Хайдеггер, немецкий философ)
«Любовь, любовь, любовь. Эти три понятия…»
(из спектакля С.Образцова «Необыкновенный концерт»)
Давайте-ка, разберем следующее предложение:
Я тебя люблю*
Если подсчитаем количество букв, пробелов и знак препинания, то получится - «чертова дюжина» (?).
Что касается знака препинания, то возникает весьма коварный вопрос, какой же знак поставить: точку, восклицательный знак или вопросительный?
Восклицательный?
Восторженно! Патетично! В пике счастья так и хочется крикнуть на весь мир…
Но тут Шекспир вонзает свою шпору:
Обманчив тот, кто перед светом
Всю душу выставляет напоказ.
А в пике ревности это уже лай (Ипполит в «Иронии судьбы…»), или тявканье (Андрей Толстой в «Сибирском цирюльнике», реж. Никита Михалков). И результат соответствующий: прям по Крылову.
Точку?
Окончательно. Бесповоротно. Хочется поверить, ибо никаких сомнений.
Но тут трупного яду более, чем правды: «…любящий был бы оскорблен, скажи ему кто-нибудь, что он остается стоять неподвижно в своей любви; ведь, ответил бы он, я вовсе не стою неподвижно, поскольку вся моя жизнь в этом» (Кьеркегор, «Страх и трепет»). Поэтому Кьеркегор, автор этих строк, поставил бы знак вопросительный, вопрошая сам себя:
Я тебя люблю?
Я своему дорогому человеку как-то сказал: «Я по несколько раз в сутки задаю себе вопрос: люблю тебя я или нет?». Очень обиделась. Потому что дура, как и все… (молчу-молчу).
Допустим, что со знаком препинания так и не разобрались, тогда попробуем разобраться с предложением синтаксически. Итак, оно состоит из трех слов:
«я» - подлежащее: самое главное слово;
«люблю» - сказуемое: по Кьеркегору - мое действо, мое движение;
«тебя» - дополнение: с точки зрения орфографии, второстепенное, «последнее», не очень-то и нужное.
Как вам это? Нравится?
В принципе, предложение должно существовать и без него, так что его можно попросту «выкинуть». А, давай, попробуем?
Я люблю *
Вот это уже слова человека, произошедшего от Авраама, а не от обезьяны. Наверное, слышали христианское: «все мы дети Авраама».
А вот теперь я в предложение могу воткнуть любой знак:
восклицательный - я об этом могу крикнуть на весь мир;
многоточие - могу сказать на ушко;
точка - это мой пожизненный приговор;
вопрос - мое «движение», мой «танец» (Кьеркегор, «Страх и трепет»).
Опять заморочки!
Тогда давай не будем предложение калечить, а все слова, будто бы игральные кости, потрясем, перемешаем, бросим на бумагу и… Как выпадет, так и просклоняем.
С одной попытки вот что получилось:
Ты - любовь моя
Это уже нечто соответствующее здравому смыслу: «ты» - на первом месте, «любовь» - твое значение для меня, и то, что я - на последнем месте, вполне логично.
Но, опять-таки, но!
Словосочетание «любовь моя» в данном контексте, так сказать, - претензия на «право собственности» (подставь знак восклицательный). Точнее: «Я хочу…». Это можно сравнить с «выламыванием рук». Тот, кому вы это говорите, чувствует себя перед вами чем-то обязанным. Сравните с тем, отчего каждый из нас прямо тает: «Я без тебя жить не могу». Вроде как: «шаг влево, шаг вправо - расстрел»… С другой стороны:
если я кого-то люблю, то я от него чего-то хочу,
а если я от него чего-то хочу, то
люблю ли я его?
Что же лично для меня самое главное?
По-моему любовь - это:
Во-первых, категория БЕСПОЛАЯ!!!
А во-вторых?
Да все остальное, абсолютно все остальное - это ВО-ВТОРЫХ!!!
И чем более я отстраняюсь от «во-первых», тем более становится непредсказуемым ИСХОД моего «действа, движения, танца» - ни по знаку, ни по размаху.
Все, абсолютно все, что «во-вторых», - это все игра: игра в любовника, игра в мужа и жену, игра в сына, дочку, папу, маму, бабушку, дедушку.
Если для меня сын, во-первых,- сын, а как человек лишь - во-вторых… Б-ррр!...
Вот и доигралися: какой у тебя ярлык, такое у меня к тебе и отношение.
Мы любим КОГО или ЧТО? Человека? Или его достоинства и недостатки, способности и невозможности?
Как права! как права Бесс (к/ф «Рассекая волны» Ларса фон Триера):
«Разве можно любить СЛОВО?
Любить можно только ЧЕЛОВЕКА»
Реалии нашей действительности мне видятся очень печальными: если допустить, что только один из сотни верует в Бога, то только один из миллиона верует в реальность Сирано де Бержерака, даже если взять только верующих в Бога. Но зато мы Андреев Толстых возводим в святых, рвущих судьбы в клочья. И чаще всего тем, что ниже пояса. («Чем тебя породил, тем и убью».) Если другой Никита Сергеевич стучал по трибуне ботинком, то этот…
До знакомства с этим всемирно признанным кинодеятелем я, дурак, заблуждался, считая, что
Любовь - сила СОЗИДАЮЩАЯ!
Не только считая, но и возведя сиё в абсолют…
И всё равно вопрос о том, «что такое любовь и как с ней бороться», остается недосягаемым.
Не дай бог, конечно, но представим себе две ситуации:
Первая: тот, кого вы любите, вам изменил. И у вас к нему сложилось какое-то отношение (у каждого свое). И другая: он скоропостижно и безвременно ушел из жизни. Ушел с вашим именем на устах. Тут отношение - какое-то другое.
Быть может, чем меньше разница между этими отношениями, тем больше у нас прав говорить о любви?
Мне кажется, что больше всего прав говорить о ней у Кьеркегора, назвавшего любовь
бесконечным движением самоотречения
И, однажды, я понял, чего я хочу.
Я хочу носить тебя на руках.
Я буду это делать,
даже находясь от тебя за тысячи миль.