В комментаторских глубинах ЖЖ возникла очень интересная тема, в основе которой очутился вот этот комментарий:
Многие начитались былинных сказаний, где некие герои (выдуманные конечно) совершают подвиги и за это получают славу и какие-то блага.
Возможно я вам скажу нечто новое: В реальной духовной жизни не так; Богу не нужны наши подвиги, а нужно послушание Его слову. Так и написано:
"Послушание лучше жертвы" (1 Царств 15:22)
Поясню на примере: Некие люди утомились жить в холодном, голодном крае. Они все старались оттуда выехать, переселиться: кто на лыжах, а кто пешком. Но ПОДВИГИ ни к чему не приводили. Не знали они, что до плодородных краев слишком далеко, сверх их сил туда добраться. И вот некто прилетел к ним на самолете, сжалившись над ними (и он знал, что вернется обратно, горючего много). Говорит: загружайтесь, полетели. А те не верят: кто в неправде обличает пилота; кто ПОДВИГИ совершает, кружа на лыжах вокруг самолета, чтобы быть "достойным"; кто просто ленивый и тех, кто решил взойти на борт из зависти отговаривают, говоря, что они недостаточно ПОДВИГОВ СОВЕРШИЛИ, о любви им философствуют, что они недостаточно любят пилота или еще что-нибудь. А тот говорит: загружайтесь, пора. В конце-концов он улетает, и сколько с ним полетит?
Потому, примите Божий дар - Вечную жизнь через веру в Иисуса и держитесь ее, а желающим предоставьте философствовать; на то они и оставлены.
Конечно, подвиги не нужны никому, даже хотя бы потому, что подвиг - это следствие чей-то безалаберности.
Но это разве имеет какое-то отношение к поступку, к деланию вообще?
«Иди и делай, что задумал!» - сказал Христос, обращаясь не только к Иуде, но и к каждому из нас.
И это не только не перечит фразе «Послушание лучше жертвы», а делает её куда более великой, потому что нельзя свои помыслы отдавать в жертву чьим-нибудь домыслам, даже если эти домыслы - мои собственные.
Другими словами, жертвы начнутся, если я остановлюсь на задуманном.
Ведь только посредством делания можно получить ответ как повод для послушания.
Ответом может послужить какое-либо событие, чаще всего случайное, но имеющее отношение непосредственно ко мне.
На самом же деле этот ответ привязан к какому-либо моему поступку, действию.
И всё искусство моё тут состоит в том, чтобы привести в соответствие случайность, происшедшую со мной, с совершённым мною же поступком.
Это можно обозначить как «вера БогУ».
Здесь, случайность - Свидетельство Его по отношению к моему Действу.
А моя способность осуществить подобную привязку и будет этим самым Послушанием.
В принципе, уже сказанного вполне достаточно, чтобы показать, что вышеприведенная история с самолётом в эту схему не ложится никак.
Но надо бы ещё показать, что такой пример не то чтобы каверзен, но даже очень коварен.
В библейской книге «Бытие» приведена история Авраама, который по велению Бога повёл сына Исаака на гору Мориа для того, чтобы принести его в жертву. Если б Авраам о своих намерениях кому бы то ни было поведал, то был бы принят если не за умалишенного, то за рецидивиста. Это и было бы принесением себя, своих намерений в жертву вместо послушания.
Поэтому взаимодействие Авраама с Богом могло происходить только напрямую - БЕЗ ПОСРЕДНИКА. Мало того:
то, что ясно Аврааму, не может быть понято более никем
Отсюда всем знакомое слово на самом деле обозначает следующее:
Религия (от лат. religio - «взаимосвязь») - это связь человека и Бога без посредников, ритуалов и культов, а также взаимная связь людей, верящих Богу.
Поэтому всякое посредничество в виде религиозных течений и священников, идеологий и партий и т.п. тут немыслимо и безбожно.
Поэтому поводу Кьеркегор в «Философских крохах, или крупицах мудрости» отмечает следующее:
«…спорящие стороны должны все время помнить, что они находятся в равных условиях… но при этом не упусти из виду вот что: тот, кто создал равные условия, и тот, кто смиряет и примиряет, - это сам бог. Если бы он дал это смирение веры лишь кому-то из людей, разве не образовалось бы вопиющего, скандального отличия между этими немногими - и всеми остальными людьми? А тогда уж точно не избежать конфликтов»
Отсюда понятно, что всякая надстройка над человеческим обществом - вероисповедание, общественное движение, государство и т.п.,- это клин, вбитый меж человеком и Богом.
Поэтому, в связи с тем, что всегда найдется тот, кем ты будешь непонятым, можно прийти к очень неожиданному заключению, которое ты вправе отнести даже к некоему противостоянию Богу:
Если ты обладаешь даром Послушания (сопоставления случайности с действием), то вовсе не обязан беспрекословно следовать ему.
Ибо в мире действует непреложный Закон свободы права выбора, в основе которого лежит дарованная тебе от Бога
СВОБОДА - Совестью ВОдительство БОгом ДАнное
Но при этом ты, конечно, будешь помнить, что вся ответственность за твои поступки остаётся только на тебе.