«Общество анонимных художников» в «Театре.doc». Ведущие - Вера Полозкова и Михаил Калужский. Авторская группа - Арман Бекенов, Нина Беленицкая, Георг Жено. Режиссер - Георг Жено.
Сегодня в четвертый раз был на представлении «Театра.doc» «Общество анонимных художников». Два из трех предыдущих -
02.04.2008 и
13.10.2008 - я вкратце описывал в жж.
Этот раз заметно отличался от предыдущих, более пестрых и экстравертных - он получился более целостным, монотематическим и камерно-лирическим по интонации. Тема была: отношения с людьми, с которыми мы почему-либо перестали общаться, но продолжаем вести внутренний диалог. (Говоря по-умному, нарушения контактов с референтной группой). Почему прерываются человеческие - не любовно-сексуальные, а родственные и дружеские - связи? Почему долгие, тесные отношения бывает так легко порвать и потом так трудно восстановить? Почему мы боимся/стесняемся/не находим времени сказать близким и дорогим людям, что они на самом деле для нас значат?
Все началось с длинного почти что монолога Веры (
vero4ka) о друге, который внезапно умер (завтра отпевание), и всё, что между ними было невыговорено, осталось несказанным навсегда. И вокруг этого - еще целый «куст» близких по смыслу историй, захватывающих как ее отношения с друзьями, так и с «референтными врагами», людьми, связанными отношениями подражания, зависти, конкуренции, соперничества. Некоторые свои истории подобного рода рассказал Миша (
zhsky).
Интерактивная часть состояла в выборах «анонимного художника», каковым, к моему ужасу* - с большим отрывом! - оказался я, сидевший с краю во втором ряду. Когда у меня спросили ник, я ответил: ник - Ник. (Имея в виду свою давнишнюю сетевую шутку, что ник Ник - примерно то же, что имя Имя). Меня записали как Ник Ник (то ли Ник. Ник. Дроздов, то ли персонаж повести Алешковского). Понятно, что на фоне сплошь молодежной аудитории «Театра.doc» я выглядел как черепаха Тортила и большинство голосов мне делегировали как благообразному «старейшине».
Функция «анонимного художника» в данном случае состояла в том, чтобы назвать три внутренних препятствия, мешающих лично мне прямо сейчас пойти и позвонить дорогому человеку, с которым у меня какие-то нелады. Вера в качестве прямой подсказки сказала: например, страх…
Думаю, что у меня нет никаких страхов такого рода. Пожалуй, мне не свойственно и чувство вины, скорее сожаление и сердечная тоска, когда я спохватываюсь, что не звоню, не отвечаю на письма, не пишу комменты в жж, не стучусь в асе и т. д. и т. д. Сильнее всего - тоска по детям, которые нуждаются в гораздо большем невиртуальном контакте.
Диалог с миром - во многом естественный и саморегулируемый процесс. Он не может быть равноинтенсивным. Он всегда интенсивен не там, где обе стороны могут вести диалог, а там, где они не могут его не вести. Все остальные каналы активны локально и потенциально - поэтому в принципе мы способны воспринимать «молчание адресата» без обид. Хотя - тут бездна ситуаций и нюансов. Когда я начинаю перебирать конкретных людей, с которыми обязан, должен, хочу, был бы рад восстановить живую связь, получается ОГРОМНОЕ количество людей, и - ох! - само количество пугает и парализует.
В качестве трех своих «тормозов» я, особо не задумываясь, назвал Некогда, Неохота и А зачем? Увязание в рутине, слабая мотивация и совковое убеждение в тщетности личного активного действия. Не берусь судить, насколько современным молодым людям знакомо, что такое
обученная беспомощность, но неспособность к поступку, замаскированная под философский скептицизм, наверно, универсальна.
Мне предложили персонифицировать эти три абстрактные роли, выбрав на них трех человек из зрительного зала. Я выбрал двух девушек на Некогда и Неохота и молодого человека на А зачем? Потом каждый из них должен был из своих представлений сымпровизировать речь, обращенную ко мне, убеждая меня, что именно он или она - главное препятствие, мешающее мне начать новую жизнь со старым другом.
По-моему, все трое справились со своими ролями прекрасно. Я ответил, что самой рационально убедительной была Неохота, самой эмоционально сильной - Некогда (на нее действительно активно прореагировал зал), но корнем зла выбрал… А зачем? (Сейчас подумал, что сам гендерный выбор исполнителей на роли уже был бессознательным ответом на поставленный вопрос).
Последней частью это действа были свободные выступления из зала - каждый, кто хотел, рассказал о своем видении этой проблемы, о своих ситуациях и трудностях. Это тоже было интересно и выразительно, даже поучительно.
Моя спутница - психолог Жанна - рвалась увидеть живу Веро4ку Полозкову, обожаемого поэта. Она осталась восхищена и очарована, но удивлялась, что в ее речи постоянно проявляется настолько заниженная самооценка. Низкая самооценка, по ее словам, связана с ослабленной энергетикой. Для меня это звучит как парадокс: вот уж кому энергии не занимать! Я привык думать, что неприятие себя - одна из самых мощных творческих энергий. Но, судя по всему, мы по-разному понимаем слово «энергия».
* Ужас - возможно, преувеличение, но stage fright мне вообще-то свойствен. Хотя в «Демократии.doc» я уже чего только не изобразил, включая Генератора Идей (сиречь политтехнолога) и даже Русскую Духовность:))).