«Театр.doc». Документальный спектакль. Сценическая композиция Елены Греминой на основе документального материала, собранного Екатериной Бондаренко, Анастасией Патлай и Зосей Родкевич. Режиссер-постановщик - Михаил Угаров. Режиссеры - Алексей Жиряков, Георг Жено. В ролях: Анастасия Патлай (мать Наталья Николаевна Магнитская), Талгат Баталов (Первый актер), Алексей Крижевский (Второй актер), Алексей Жиряков (судья Алексей Криворучко), Руслан Маликов (следователь Олег Сильченко), Ирина Вилкова (врач Александра Гаусс), Анна Котова (девушка из скорой помощи), Аскольд Куров (фельдшер Саша), Диана Рахимова (судья Елена Сташина). Письмо Сергея Магнитского домой читает Борис Хлебников. Спектакль создан исключительно на средства театра. Вход свободный.
В «Театре.doc» сегодня была премьера спектакля «Час восемнадцать».
1 час 18 минут - это время, в течение которого умирал Сергей Магнитский в «Матросской тишине» от приступа панкреатита, не получая минимальной медицинской помощи. 37-летний юрист провел год в тюрьме, в циничных издевательствах, находясь под следствием и ожидая суда, но так его и не дождался.
Жуткая история и жуткий спектакль. Никто из реальных участников, не пришедших на помощь больному заключенному, в жизни не понес никакого наказания. Создатели спектакля откликнулись на слова матери Магнитского, воскликнувшей: а для этих нелюдей - неужели нет никакого суда, кроме посмертного?
Авторы и актеры вывели их на символический загробный суд, предоставив каждому произнести слово в свою защиту.
Все речи и реплики персонажей не выдуманы. Они взяты из дневников и писем Магнитского, из обширного отчета Общественной наблюдательной комиссии, расследовавшей обстоятельства его смерти, и из блогов представителей российской пенитенциарной системы, реагировавших на эту смерть и на ее резонанс.
Персонажам оставлены реальные имена их прототипов. Этот момент в концепции спектакля вызвал определенные споры. Всем понятно, что здесь театр вышел за рамки искусства как автономной реальности и вторгся в нашу непосредственную сегодняшнюю реальность.
Но мы, зрители, смотревшие «Час восемнадцать», признали за ним это право.
Да, театр есть театр и должен оставаться театром. Там, где суд есть суд и тюрьма есть тюрьма - место заключения, а не убийства.
Но там, где всё так искалечено, как у нас, должно быть место, где не только вещи называются своими именами, но и люди, потерявшие в себе человеческое, называются по именам. Юридическую безнаказанность виновных еще можно как-то перенести, но убежденность, что подлая система извиняет подлость и трусость каждого человечка (якобы «винтика» этой системы), в конце концов, должна быть разрушена. Каждому человеку стоит помнить, что как бы «шито-крыто» ни делались его дела, каждый его поступок виден другим людям и будет ими оценен.
Пусть меня поймут правильно, «Час восемнадцать» - не суд над отдельными людьми. Это очень художественно убедительный суд над всей системой и ее создателями. Я готов согласиться и с одним из зрителей, который сказал, что это вообще не политическая, а метафизическая драма, заставляющая вспомнить Достоевского.
При всем этом смысл спектакля вполне вписывается в русскую художественную традицию, в которой искусство не раз становилось гражданским голосом просвещенной части общества - в ситуации, когда государственные институты не обслуживали ничего, кроме сохранения режима. Советский период основательно подорвал эту традицию. Театр, если и сохранил определенную моральную чистоту, начисто потерял смелость.
(Рискуя затянуть свою рецензию, расскажу про личный опыт. Ребенком, подростком, старшеклассником я был заядлым театралом и смотрел всё, что у нас шло в Новосибирске, и всех, кто приезжал к нам на гастроли. Студентом я даже ходил в студию при Доме актера, где обучали и воспитывали театральных критиков. И вот однажды - это был примерно 1980 год, на гастролях вроде бы любимого мною московского театра С. я в страшном гневе ушел с середины спектакля. То, что шло на сцене, было настолько вымученной имитацией сатиры, да и просто имитацией театра как события, что я больше десяти лет не ходил в драматические театры вообще, за исключением немногих случаев, когда меня приглашал кто-то из знакомых актеров. А вот с кино ничего подобного не было, никаких «разрывов» и «разводов»).
Не могу сказать, что документальный театр - близкая мне художественная форма. Но мне всегда интересно в «Театре.doc». И еще я его очень уважаю.
moscou_actu о спектакле:
http://www.svobodanews.ru/content/article/2062935.html