29 сентября в Лас-Вегасе в возрасте 85 лет умер знаменитый голливудский красавец Тони Кёртис.
У бывшего советского зрителя его имя сразу вызывает в памяти «В джазе только девушки» (оригинальное название - «Некоторые любят погорячее» / Some Like It Hot, 1959, р. Билли Уайлдер), где Кёртис в паре с Джеком Леммоном, переодевшись в женское платье, скрывался от гангстеров в женской джаз-группе. Солисткой группы была героиня Мэрилин Монро, со всеми вытекающими последствиями. Когда журналисты спрашивали у Кёртиса, каково ему было целоваться с Монро, он отвечал: «Как с Гитлером». Первая кинозвезда Америки вела себя на съемочной площадке невыносимо. Однако в 2009 году Кёртис неожиданно рассказал режиссеру и историку Голливуда Марку Виейре*, что его роман с Монро начался еще в 1950-м и с перерывами продолжался восемь лет. Ее муж Артур Миллер настаивал, чтобы эти отношения завершились сразу после съемок «Some Like It Hot». Мэрилин была беременна от Тони и уже после расставания разрешилась выкидышем. Сам он в течение всего этого времени находился в браке с актрисой Дженет Ли. (Союз Кёртиса и Ли, прервавшийся в 1962 году, продолжал быть плодотворным для кино и после - их дочь Джейми Ли Кёртис стала звездой серии «Хэллоуинов» и других прославленных ужастиков и комедий).
Тони Кёртис - псевдоним Бернарда Шварца, родившегося 3 июня 1925 года в Бронксе (Нью-Йорк), в еврейской семье выходцев из Венгрии. Он почти не имел формального образования, но говорил про себя, что прошел «школу сильных тычков». Моряком участвовал во Второй мировой войне, а первые шаги на сцене сделал в школе морских сигнальщиков. Начал сниматься в кино в эпизодах с 1949 года, первоначально как Энтони Кёртис (имя он позаимствовал из романа Герви Аллена «Энтони Несчастный», а фамилию одолжил у кузена).
В советский прокат попадало довольно много фильмов с участием Тони Кёртиса: «Викинги» (1958, р. Ричард Флейшер) и «Спартак» (1960, р. Стенли Кубрик) - роли рабов в том и другом фильме немного похожи; комедия «Большие гонки» (1965, р. Блейк Эдвардс), где его герой Великий Лесли соперничал в автопробеге Нью-Йорк - Париж с персонажами Джека Леммона и Натали Вуд; экранизации Агаты Кристи «Зеркало треснуло» (1980, р. Гай Гамильтон) и «Убийство в трех актах» (1986, р. Гэри Нельсон). Был у нас и самый серьезный драматический фильм в его биографии - «Скованные одной цепью» (оригинальное название - «Не склонившие головы» / The Defiant Ones, 1958, р. Стенли Крамер), в котором герои Кёртиса и чернокожей звезды Голливуда Сиднея Пуатье бежали от тюремного конвоя, скованные цепью, но разделенные расовой ненавистью.
Среди примерно 120 его актерских работ - гений цирковых трюков Гарри Гудини в «Гудини» (1953, р. Джордж Маршалл) и акробат в «Трапеции» (1956, р. Кэрол Рид, с участием Берта Ланкастером и Джины Лоллобриджиды), карьерист Сидни Фалько в социальной драме «Сладкий запах успеха» (1957, р. Александр Маккендрик), американский напарник британского лорда, сыгранного Роджером Муром, в детективном телесериале про парочку сыщиков-плейбоев «Мастера уговоров» (1971-1972), Фернан Мондего в «Графе Монте-Кристо» (1975, р. Дэвид Грин), Джакомо Казанова в «Некоторые любят попрохладней» (Some Like It Cool; 1977, р. Франц Антел), великий продюсер Дэвид Селзник в «Войне Скарлетт О’Хара» (1980, р. Джон Эрман, о съемках «Унесенных ветром»). Он озвучил Стони Кёртиса - персонажа «имени себя» в одной из серий мультсериала «Флинстоуны» (The Return of Stony Curtis; 1965) и Дональда Баумгарта в «Ребенке Розмари» (1968, р. Роман Полански) - того самого актера, который соперничал за роль с мужем Розмари; в кадре он не появляется, но она говорит с ним по телефону.
Русская тема в творчестве Кёртиса представлена ролью Андрия в экранизации «Тараса Бульбы» (1962, р. Дж. Ли Томпсон). Во время съемок актер по-настоящему влюбился в панночку - Кристину Кауфман, затем ставшую его второй женой, но фильму это не помогло. Сын Юла Бриннера, игравшего Тараса, вспоминал, что впервые в жизни Юл уступил первую строчку в списке исполнителей Кёртису, но увидев законченный фильм, он (родившийся в России и очень дороживший этим проектом!) расплакался. «Результат был настолько далек от его мечты, что она стала неузнаваема. Юл не спал несколько ночей. Раз и навсегда в нем что-то сломалось», - написал Рок Бриннер**. В другой раз Кёртис сыграл Алексея Андреев<ич>а Каранского, одного из шести экс-мужей Мэй Уэст в музыкальной комедии «Секстет» (1978, р. Кен Хьюз; в числе других мужей были Тимоти Далтон, Ринго Старр и Элис Купер).
На протяжении всех последних лет Кёртис снимался, увлекся живописью, в 1998 году в шестой раз женился - на 27-летней Джилл Ванденберг.
Критика обычно не жаловала Тони Кёртиса за смазливость и поверхностную «звездность», которую он своим образом воплощал на экране и в жизни. В 70-е годы уже и зрителями этот тип мужской красоты стал восприниматься как слащавый и старомодный. Но он не лишен таланта и уж по крайней мере всегда обаятелен. Часть его фильмов останется в «активе» поклонников ретро, и хотя бы один - черно-белая комедия про горячих девушек в джазе*** - принадлежит всем временам. А это уже неплохо.
* Curtis T., Vieira M. A. The Making of Some Like It Hot: My Memories of Marilyn Monroe and the Classic American Movie. - Wiley, 2009. - 248 p.
** Бриннер Р. Человек, который мог быть королем / Пер. с англ. М. Немцова. - М.: Эксмо, 2004. - С. 221.
*** Монро хотела, чтобы фильм был цветным, но когда ей показали бритые мужские ноги (Кёртиса и Леммона) на цветной пленке, она согласилась, что это немыслимо.