Среди новых поступлений нашей библиотеки - три книги забытых, но интересных писательниц 1920-х-30-х годов из «женской» серии, выпускаемой московским издательством «Common place». Их общая тема - адаптация женщины, получившей образование и воспитание до революции, к новому советскому обществу с его непостижимыми социальными и бытовыми реалиями.
Первая из них - легендарная «женщина-комиссар» Лариса Рейснер (1895-1926). Ее сборник «Фронт», включающий циклы документальных очерков «Фронт» и «Афганистан», незавершенный «Автобиографический роман», критические статьи и эссе, - свидетельства уникального человеческого опыта, когда «дитя Серебряного века», получившая классическое образование, владеющая древнегреческим и европейскими языками, богемная поэтесса, возлюбленная и муза Гумилева, - сама становится разрушителем старого мира и активным строителем новой реальности.
Роман Натальи Венкстерн (1891-1957) «Аничкина революция» (1928), почти сразу запрещенный из-за наличия в нем якобы слишком откровенных сцен, рассказывает, как героиня - также воспитанница старой культуры - попадает в коммунальную квартиру, становится жертвой обманщика и на печальном личном опыте осознает, как трудно и больно «превращаться» в «нового человека». Понятно, что роман был запрещен не за мнимую откровенность интимных описаний, а за откровенное изображение наступившего коммунального ужаса (повесть А. Н. Толстого «Гадюка», напечатанная в том же 1928 году, как бы «сшивает» оба образа, рейснеровский и венкстерновский, - героини гражданской войны и жертвы нового быта).
Напротив, роман Любови Копыловой (1885-1936) «Одеяло из лоскутьев» (1934) - пример успешного преображения героини, получившей литературное крещение от мэтра-символиста (прообразом этого персонажа был Вяч. И. Иванов), в эмансипированную советскую женщину, с иронией расстающуюся с «декадентским» прошлым.
Мы благодарим за подаренные книги Марию Нестеренко, редактора серии, ведущую только что завершившегося в нашей библиотеке курса «Литература для женщин - розы без шипов»!
07.03.2019