Итальянец Джорджо де Кирико (1888-1978) - один из наиболее своеобразных и влиятельных художников ХХ века, основоположник «метафизической живописи». Его картины фигуративны и геометрически условны, многозначны и загадочны; неудивительно, что сюрреалисты пытались представить его своим предшественником и единомышленником.
Тем интереснее прочитать впервые вышедшие на русском языке «Воспоминания о моей жизни» де Кирико (М.: Ад Маргинем Пресс, 2017), где автор рассказывает и о своем общении с группой Андре Бретона: «Вскоре после прибытия в Париж я столкнулся с мощной оппозицией в лице той группы дегенератов, склонных к ребяческим выходкам хулиганов <…>, которые многозначительно именовали себя сюрреалистами <…> Сюрреалисты рассчитывали монополизировать мою метафизическую живопись, которую они, естественно, называли сюрреалистической, чтобы затем с помощью рекламы, печати и умело организованного обмана проделать то, что некогда торговцы проделывали с Сезанном, Ван Гогом, Гогеном <…>, то есть продать мои полотна по самой высокой цене и изрядно на этом заработать». С не менее откровенным сарказмом автор пишет о большинстве представителей западного модернизма от Сезанна до Пикассо и Дали.
Люди на картинах де Кирико и главный герой выходившего на русском языке роман «Гебдомерос» (СПб.: Азбука-классика, 2004) подчеркнуто обезличены, это скорее образ человека вообще. Но в «Воспоминаниях» мы видим Джорджо де Кирико во всех проявлениях его личности, откровенной, амбициозной, непреклонной в моральных и эстетических суждениях и не чуждой эпатажу и саморекламе. Отдельные страницы автор посвятил памяти своего младшего брата - поэта, прозаика, художника и музыканта Альберто Савинио (1891-1952). Не сомневаемся, что любой читатель, интересующийся искусством ХХ века, найдет в этой книге немало неожиданного.
26.04.2019