Шедевры музея д’Орсэ в Третьяковской галерее

Jul 16, 2006 21:46

Выставка «Шедевры музея д’Орсэ» проходила в филиале Третьяковки на Крымском валу с 25 апреля по 17 июля. Все это время я подумывал, что неплохо бы сходить, пока в пятницу Оксана М***ва, с которой мы работаем в одной комнате, не сообщила, что воскресенье - последний день. После покупки билета на Родину у меня в кармане осталось около четырехсот рублей, которые нужно растянуть еще на две недели с хвостом. Тяжело. Но где наше не пропадало? И мы договорились с Оксаной сходить за компанию, потому что идти по отдельности - наверняка так и не собраться.

В 12 ч., как договорились, встретились на выходе из метро. Подходим - хвост очереди в полкилометра. Что ж удивительного - все, как мы, ломанулись в последний день. У Оксаны имелся (с предыдущей работы) билет Реставрационного центра им. Грабаря. Ее пропустили, но тока одну. Я потряс удостоверением прессы; пресса, сказали, в порядке очереди. Мужика с корочкой члена Союза художников тоже почему-то не пустили (чистое хамство, по-моему). Но Оксана отстояв внутри очередь за билетами, купила два, вернулась и забрала меня. А то стоял бы часа три минимум или, скорее всего, плюнул бы и ушел - а 120 рублей сэкономил.

Выставка довольно небольшая - 38 картин и 17 скульптур от барбизонцев до Наби. Может, и к лучшему - есть время повнимательней поразглядывать то, мимо чего на большой экспозиции только бы пробежал.

Каталог можно было купить свободно … за 1470 р.!

Для тех, кто не попал, буквально блиц-пробег, что там было. Комментарии по минимуму.

Шарль Добиньи. Жатва / Le moisson. 1851. Отличный большой сельский пейзаж. Эдмон де Гонкур считал, что его современники во всех жанрах уступают великим мастерам прошлого - за исключением пейзажа. «Нет оснований думать, что Добиньи пишет хуже, чем Гоббема».

Камиль Коро. Нимфа играющая с Амуром / Nymphe jouant avec un Amour. 1857. Типичный небольшой Коро с античными фигурами. Фигура нимфы ничего так.

Камиль Коро. Девушка в розовом платье / Jeune femme a la robe rose. Ок. 1865.

Жюль Бретон. Возвращение сборщиц колосьев. Артуа / Le Rappel des glaneuses. Artois. 1859. Панорамная сельская сцена. В отличие от картины Милле на этот сюжет, где собирание колосьев - тяжкий одиночный труд, тут торжественное коллективное действо.

Жан-Франсуа Милле. Пряха - овернская пастушка / La Fileuse - cheviere auvergnate. 1868-69. Девушка в поле мотает пряжу.

Жан-Франсуа Милле. Весна / Le Printempe. 1868-73. Очень известный пейзаж с двойной радугой.

Гюстав Курбе. Источник / La Source. 1868. В подростках обнаженная дама на репродукции этой картины в венгерском альбомчике Курбе меня, мягко сказать, сильно возбуждала. Вот дожил до того, чтобы оценить собственно живопись. Тело написано великолепно. Что касается дамы, то мои вкусы довольно-таки эволюционировали.

Оноре Домье. Ратапуаль / Ratapoil. Бронза. 1850, отлив 1851. Острохарактерная статуэтка - помятый хлыщ в шляпе, с тросточкой, с донкихотскими усиками и бородкой.

Жан Батист Карпо. Принц и его пес Нерон / Le Prince imperial et son chien Nero. Бронза. 1865.

Жан Батист Карпо. Шарль Гарнье / Charles Garnier. Бронза. 1869.

Жак Жозеф Тиссо. Портрет мадемуазель Л. Л. (Молодая женщина в красном жакете) / Portrait de M-lee L. L. (Jeune femme en veste rouge). Как часто бывает в салонном портрете, картину делает отлично написанный красный жакет в помпушках.

Эдуард Мане. Балкон / Le balcon. 1868-69. Grand-картина выставки, эпоха в истории живописи. То, что лица Эвы Гонсалес и мужчины как бы слегка не в фокусе, я всю жизнь списывал на недостатки полиграфии, но они такие на оригинале. Картину полностью делает образ Берты Моризо. Все, что в ее углу картины, написано очень натурально - решетка, горшок с цветком, пекинез, остальное - заглаженный этюд.

Эдуард Мане. Портрет Эмиля Золя / Portrait d’Emile Zola. 1868. Да что сказать? Великий портрет великого писателя. Золя, кстати, - вылитый Олег Меньшиков с бородой.

Эдгар Дега. Илэр де Га / Hilaire de Gas. 1857. Портрет отца. Здесь больше чем где бы то ни было Дега - ученик Энгра. Безупречное письмо. Сложный характер.

Эдгар Дега. Оркестр парижской Оперы / L’Orchestre de l’Opera. Ок. 1870. Знаменитая картина a la фотокадр - в фокусе сосредоточенные лица оркестрантов; ножки и пачки танцовщиц на сцене обрезаны верхом картины.

Эдгар Дега. Танцовщица (1-й арабеск) / Danseuse. Arabesque ouverte sur la jambe droite, bras droit a terre. Бронза. Статуэтки балерин Дега не менее замечательны, чем пастели на ту же тему. На выставке был целая серия. Когда из-за сильной потери зрения он уже не мог писать картины, Дега продолжал заниматься скульптурой.

Эдгар Дега. Отдыхающая танцовщица (2-й этюд) / Danseuse au repos les mains sur les hanches, jambe droite en avant (2eme etude). Бронза.

Эдгар Дега. Танцовщица, смотрящая на подошву правой ноги (4-й этюд) / Danseuse regardant la plante de son pied droit (4eme etude). Бронза.

Эдгар Дега. Этюд обнаженной для Одетой танцовщицы / Etude de nu pour la Danseuse babilee. Бронза.

Эдгар Дега. Таз / Le tub. Бронза. Оригинальная и невероятно грациозная вещь - голая девчонка с задранными перекрещенными коленками лежит в широком плоском тазу - в бронзе она смотрится, как на сковородке.

Эдгар Дега. Лошадь, вставшая на дыбы / Cheval se cabrant. Бронза.

Эжен Буден. Порт Камаре / Port de camaret. 1872. Импрессионизм вот-вот родится; Буден - учитель Моне.

Альфред Сислей. Машинная дорога в Лувесьеннне / Le Chemin de la mashine a Louvesiennes. 1873.

Альфред Сислей. Мост Море / Le Pont de Moret. 1893.

Клод Моне. Вокзал Сен-Лазар / La gare Saint-Lazare a Paris. 1877.

Клод Моне. Льдины, или Ледоход на Сене / Les Glacons ou Debache sur la Seine. 1879-80. «Моне - это только глаз. Но какой глаз!» (Сезанн). Импрессионисты, и больше всего Моне, Сислей, ранний Писсарро, создали в живописи явление автореферентности. Их картины не отсылают ни к чему, кроме самих себя - хоть что о них говори и пиши, слова к ним не липнут и даже не прикасаются. Абстракционизм, сделавший автореферентность своей целью, - уже тягостные потуги, а у них «живопись, ничего кроме живописи», родилась сама собой.

Гюстав Кайботт. Циклевшики паркета / Les Rabotteurs de parquet. 1875. Кайботт - т. ск., «малый импрессионист», но тут чисто реалистический жанр - три полуголых южанина за работой.

Камиль Писсарро. Склон Сен-Дени в Понутазе (Красная крыша, край деревни, зимнее впечатление) / Cote Saint-Denis a Pontoise (Les Toits rouges, coin de village, effet d’hiver. 1877. Сибиряка, понятно, больше всего восхищает насыщенный зелено-рыжий «эффект зимы».

Камиль Писсарро. Сена и Лувр / La Seine et le Louvre. 1903. А это поучительно увидеть в оригинале рядом с картиной 1877-го. Писсарро в начале ХХ века, вернувшийся к импрессионизму после увлечения пуантилизмом. В 70-х - живой, непосредственный, вкусный мазок, здесь - отглаженный образ самой манеры.

Огюст Ренуар. Мальчик с кошкой / Le Jeune garcon au chat. 1868-69. Лучше всего - кошка. Голый мальчик цвета остывающего трупа в общей малахитовой гамме картины смотрится жутковастенько.

Огюст Ренуар. Этюд, или Торс. Эффект солнечного освещения / Etude ou Torse; effet de soleil. 1875. Одна из самых известных ню Ренуара, хотя репродуцировать ее бессмысленно. Окружающая зелень написана неестественными красками, но само тело - светом.

Огюст Ренуар. Танец в деревне / Dance a la campagne. 1883. Визитная карточка музея Орсэ. И это противоположный случай, когда репродукция любого качества не может не передавать обаяние оригинала. Лучшая на моей памяти была на коробке шоколадных конфет.

Огюст Роден. Бронзовый век / L’Age d’airain. Бронза. 1877-80. Казалось бы, совсем простая человеческая фигура. Какой неистовый труд был в нее вложен.

Огюст Роден. Жюль Далу / Jules Dalou. Бронза. 1883. Далу позировал для одного и «Граждан Кале», поэтому лицо его хорошо всем знакомо.

Жюль Далу. Вакханалия / Bacchante. Медальон, барельеф. Бронза. 1879-1899.

Пьер Пюви де Шаванн. Девушки на берегу моря (Уменьшенный вариант) / Jeunes filles au bord de la mer (petite version). 1879. Эдмон де Гонкур говорил про Метерлинка, что тот пишет свои пьесы бесцветными чернилами на промокательной бумаге. Пюви - точный аналог этому в живописи. (Кто-нибудь еще помнит, что такое промокательная бумага?)

Гюстав Моро. Галатея / Galatee. 1876. Моро написал Полифема с пустыми глазницами, а единственное око поместил во лбу, из-за этого хтоническое чудовище обрело вид восточного мудреца, раскрывшего третий глаз. Им оно умиротворенно созерцает свою возлюбленную-грезу. Галатея, декадентский (то есть более изящный) вариант тициановской красавицы, грезит о своем, девичьем (Ацисе?). Небольшая камерная картина, как все фирменные изделия Моро, написана драгоценными красками, и не бывает, чтобы вокруг нее не стояла толпа народу, увидевшая этого символиста-психоделика впервые.

Одилон Редон. Бегство в Египет / La Fuite en Egipte. 1890-е (?). Маленькие фигурки Иосифа и Марии, озаренные мистическим светом, под большим деревом.

Одилон Редон. Портрет баронессы Робер де Домси / Portrait de la baronne Robert de Domecy. 1900. Портрет напоминает лица Франсуа Клуэ. Об авторстве Редона красноречиво говорит фон - рассеянная по картине цветочная пыльца.

Эжен Каррьер. Портрет Поля Верлена / Portrait de Paul Verlaine. 1891. Это Верен не тех времен, когда он писал «Романсы без слов» и трахался с Рембо. Угасший, испитый фавн в размытой каррьеровской манере.

Жак Эмиль Бланш. Портрет Марселя Пруста / Portrait de Marcel Proust. 1892. А этот красавчик-мужчина с лилией в петлице - пока еще не автор эпопеи о поисках утраченного времени, а только ее персонаж.

Поль Гоген. Овири / Oviri. Керамика, эмаль. 1894. Угар! Основную массу широколицей таитянской девушки составляет поток волос, ножкой она попирает распластанную волчью голову и прижимает к голому бедру какую-то собачатинку. Если я не ошибаюсь, именно ее Гоген намеревался установить на свою могилу.

Поль Гоген. Натюрморт с веером / Nature morte a l’eventail. Ок. 1888. Красивый натюрморт, красивый веер. Что за предмет в правом верхнем углу - не понятно (чота типа шапки, а из нее торчат три змеиные башки).

Анри де Тулуз-Лотрек. Рыжая (За туалетом) / Rousee (La Toilette). 1889. Спину и затылок этой девушки знает весь мир. Совершенное произведение - сама жизнь - изменить и поправить невозможно ни черточки.

Анри де Тулуз-Лотрек. Жюстина Дьёль / Justine Dieuhl. 1888. Что умел, то умел. Крайне инфантильно нарисованное черное платье, статично сложенные руки, но глазастая мордочка под громадным бантом… Подошли две девушки и обменялись мнениями: «Это б@@дь» - «А мне нравится».

Винсент Ван-Гог. Итальянка / L’Italienne. 1887. Плоская и цветистая особа на фирменном желтом фоне.

Винсент Ван-Гог. Звездная ночь / La Noit etoilee. 1888. Не путать с гораздо более знаменитым «Звездным небом в Арле». Звезды как бенгальские огонечки, отражения береговых огней в воде залива. Голос народа: «Только ради этого стоило сюда прийти». Попса!

Поль Сезанн. Яблоки и апельсины / Pommes et oranges. Ок. 1899. Визитная карточка автора. «Сезанн не изображает яблоки, он мыслит яблоками» (Мамардашвили). Кто не понимает, тому я помочь бессилен.

Жюль Бастьен-Лепаж. Сенокос / Les Foins. 1877. Край поля. Бородатый мужик, накрывшись шляпой, дрыхнет. Совсем молодая девушка, умотанная жизнью и трудом, сидит рядом, пытаясь перевести дыхание.

Аристид Майоль. Средиземноморье (Мышление, или Латинское мышление) / La Mediterranee (La Pensee ou La Pensee latine). Патинированная бронза. 1900-05. Вообще эта (тоже исключительно знаменитая) особа больше напоминает надгробие, совсем-таки нет в ней живости и остроты, присущих латинской мысли. Но Майолю видней.

Эмиль Антуан Бурдель. Голова Аполлона / Tete d’Apollon. Бронза с золотистой патиной. 1900-09. На Бельведерского нискока не похож.

Эмиль Антуан Бурдель. Пенелопа (второй вариант) / Penelope (deuxieme version). Бронза. Подозрительно широкое платье у Пенелопы.

Морис Дени. Музы / Les Muses. 1893. Дени - это реинкарнация Пюви де Шаванна, анемия совершенства или совершенство анемии (без разницы).

Пьер Боннар. Ложа / La Loge. 1908. Нужно небольшое усилие, чтобы абстрагироваться от всего внешнего и «войти» в эту картину. При некоторой тяжести и неуклюжести письма, атмосфера передана просто магически. Двое мужчин и две женщины в театральной ложе - сами по себе театр, драма и спектакль.

Жозеф Антуан Бернар. Навстречу природе / Effort vers la nature. Известняк. 1908. Женская голова, напоминающая кор архаической Греции.

Не менее интересно, чем картины, рассматривать публику на выставке. Но это отдельная песня.

Выставки

Previous post Next post
Up