Выставка «Шедевры музея д’Орсэ» проходила в филиале Третьяковки на Крымском валу с 25 апреля по 17 июля. Все это время я подумывал, что неплохо бы сходить, пока в пятницу Оксана М***ва, с которой мы работаем в одной комнате, не сообщила, что воскресенье - последний день. После покупки билета на Родину у меня в кармане осталось около четырехсот рублей, которые нужно растянуть еще на две недели с хвостом. Тяжело. Но где наше не пропадало? И мы договорились с Оксаной сходить за компанию, потому что идти по отдельности - наверняка так и не собраться.
В 12 ч., как договорились, встретились на выходе из метро. Подходим - хвост очереди в полкилометра. Что ж удивительного - все, как мы, ломанулись в последний день. У Оксаны имелся (с предыдущей работы) билет Реставрационного центра им. Грабаря. Ее пропустили, но тока одну. Я потряс удостоверением прессы; пресса, сказали, в порядке очереди. Мужика с корочкой члена Союза художников тоже почему-то не пустили (чистое хамство, по-моему). Но Оксана отстояв внутри очередь за билетами, купила два, вернулась и забрала меня. А то стоял бы часа три минимум или, скорее всего, плюнул бы и ушел - а 120 рублей сэкономил.
Выставка довольно небольшая - 38 картин и 17 скульптур от барбизонцев до Наби. Может, и к лучшему - есть время повнимательней поразглядывать то, мимо чего на большой экспозиции только бы пробежал.
Каталог можно было купить свободно … за 1470 р.!
Для тех, кто не попал, буквально блиц-пробег, что там было. Комментарии по минимуму.
Шарль Добиньи. Жатва / Le moisson. 1851. Отличный большой сельский пейзаж. Эдмон де Гонкур считал, что его современники во всех жанрах уступают великим мастерам прошлого - за исключением пейзажа. «Нет оснований думать, что Добиньи пишет хуже, чем Гоббема».
Камиль Коро. Нимфа играющая с Амуром / Nymphe jouant avec un Amour. 1857. Типичный небольшой Коро с античными фигурами. Фигура нимфы ничего так.
Камиль Коро. Девушка в розовом платье / Jeune femme a la robe rose. Ок. 1865.
Жюль Бретон. Возвращение сборщиц колосьев. Артуа / Le Rappel des glaneuses. Artois. 1859. Панорамная сельская сцена. В отличие от картины Милле на этот сюжет, где собирание колосьев - тяжкий одиночный труд, тут торжественное коллективное действо.
Жан-Франсуа Милле. Пряха - овернская пастушка / La Fileuse - cheviere auvergnate. 1868-69. Девушка в поле мотает пряжу.
Жан-Франсуа Милле. Весна / Le Printempe. 1868-73. Очень известный пейзаж с двойной радугой.
Гюстав Курбе. Источник / La Source. 1868. В подростках обнаженная дама на репродукции этой картины в венгерском альбомчике Курбе меня, мягко сказать, сильно возбуждала. Вот дожил до того, чтобы оценить собственно живопись. Тело написано великолепно. Что касается дамы, то мои вкусы довольно-таки эволюционировали.
Оноре Домье. Ратапуаль / Ratapoil. Бронза. 1850, отлив 1851. Острохарактерная статуэтка - помятый хлыщ в шляпе, с тросточкой, с донкихотскими усиками и бородкой.
Жан Батист Карпо. Принц и его пес Нерон / Le Prince imperial et son chien Nero. Бронза. 1865.
Жан Батист Карпо. Шарль Гарнье / Charles Garnier. Бронза. 1869.
Жак Жозеф Тиссо. Портрет мадемуазель Л. Л. (Молодая женщина в красном жакете) / Portrait de M-lee L. L. (Jeune femme en veste rouge). Как часто бывает в салонном портрете, картину делает отлично написанный красный жакет в помпушках.
Эдуард Мане. Балкон / Le balcon. 1868-69. Grand-картина выставки, эпоха в истории живописи. То, что лица Эвы Гонсалес и мужчины как бы слегка не в фокусе, я всю жизнь списывал на недостатки полиграфии, но они такие на оригинале. Картину полностью делает образ Берты Моризо. Все, что в ее углу картины, написано очень натурально - решетка, горшок с цветком, пекинез, остальное - заглаженный этюд.
Эдуард Мане. Портрет Эмиля Золя / Portrait d’Emile Zola. 1868. Да что сказать? Великий портрет великого писателя. Золя, кстати, - вылитый Олег Меньшиков с бородой.
Эдгар Дега. Илэр де Га / Hilaire de Gas. 1857. Портрет отца. Здесь больше чем где бы то ни было Дега - ученик Энгра. Безупречное письмо. Сложный характер.
Эдгар Дега. Оркестр парижской Оперы / L’Orchestre de l’Opera. Ок. 1870. Знаменитая картина a la фотокадр - в фокусе сосредоточенные лица оркестрантов; ножки и пачки танцовщиц на сцене обрезаны верхом картины.
Эдгар Дега. Танцовщица (1-й арабеск) / Danseuse. Arabesque ouverte sur la jambe droite, bras droit a terre. Бронза. Статуэтки балерин Дега не менее замечательны, чем пастели на ту же тему. На выставке был целая серия. Когда из-за сильной потери зрения он уже не мог писать картины, Дега продолжал заниматься скульптурой.
Эдгар Дега. Отдыхающая танцовщица (2-й этюд) / Danseuse au repos les mains sur les hanches, jambe droite en avant (2eme etude). Бронза.
Эдгар Дега. Танцовщица, смотрящая на подошву правой ноги (4-й этюд) / Danseuse regardant la plante de son pied droit (4eme etude). Бронза.
Эдгар Дега. Этюд обнаженной для Одетой танцовщицы / Etude de nu pour la Danseuse babilee. Бронза.
Эдгар Дега. Таз / Le tub. Бронза. Оригинальная и невероятно грациозная вещь - голая девчонка с задранными перекрещенными коленками лежит в широком плоском тазу - в бронзе она смотрится, как на сковородке.
Эдгар Дега. Лошадь, вставшая на дыбы / Cheval se cabrant. Бронза.
Эжен Буден. Порт Камаре / Port de camaret. 1872. Импрессионизм вот-вот родится; Буден - учитель Моне.
Альфред Сислей. Машинная дорога в Лувесьеннне / Le Chemin de la mashine a Louvesiennes. 1873.
Альфред Сислей. Мост Море / Le Pont de Moret. 1893.
Клод Моне. Вокзал Сен-Лазар / La gare Saint-Lazare a Paris. 1877.
Клод Моне. Льдины, или Ледоход на Сене / Les Glacons ou Debache sur la Seine. 1879-80. «Моне - это только глаз. Но какой глаз!» (Сезанн). Импрессионисты, и больше всего Моне, Сислей, ранний Писсарро, создали в живописи явление автореферентности. Их картины не отсылают ни к чему, кроме самих себя - хоть что о них говори и пиши, слова к ним не липнут и даже не прикасаются. Абстракционизм, сделавший автореферентность своей целью, - уже тягостные потуги, а у них «живопись, ничего кроме живописи», родилась сама собой.
Гюстав Кайботт. Циклевшики паркета / Les Rabotteurs de parquet. 1875. Кайботт - т. ск., «малый импрессионист», но тут чисто реалистический жанр - три полуголых южанина за работой.
Камиль Писсарро. Склон Сен-Дени в Понутазе (Красная крыша, край деревни, зимнее впечатление) / Cote Saint-Denis a Pontoise (Les Toits rouges, coin de village, effet d’hiver. 1877. Сибиряка, понятно, больше всего восхищает насыщенный зелено-рыжий «эффект зимы».
Камиль Писсарро. Сена и Лувр / La Seine et le Louvre. 1903. А это поучительно увидеть в оригинале рядом с картиной 1877-го. Писсарро в начале ХХ века, вернувшийся к импрессионизму после увлечения пуантилизмом. В 70-х - живой, непосредственный, вкусный мазок, здесь - отглаженный образ самой манеры.
Огюст Ренуар. Мальчик с кошкой / Le Jeune garcon au chat. 1868-69. Лучше всего - кошка. Голый мальчик цвета остывающего трупа в общей малахитовой гамме картины смотрится жутковастенько.
Огюст Ренуар. Этюд, или Торс. Эффект солнечного освещения / Etude ou Torse; effet de soleil. 1875. Одна из самых известных ню Ренуара, хотя репродуцировать ее бессмысленно. Окружающая зелень написана неестественными красками, но само тело - светом.
Огюст Ренуар. Танец в деревне / Dance a la campagne. 1883. Визитная карточка музея Орсэ. И это противоположный случай, когда репродукция любого качества не может не передавать обаяние оригинала. Лучшая на моей памяти была на коробке шоколадных конфет.
Огюст Роден. Бронзовый век / L’Age d’airain. Бронза. 1877-80. Казалось бы, совсем простая человеческая фигура. Какой неистовый труд был в нее вложен.
Огюст Роден. Жюль Далу / Jules Dalou. Бронза. 1883. Далу позировал для одного и «Граждан Кале», поэтому лицо его хорошо всем знакомо.
Жюль Далу. Вакханалия / Bacchante. Медальон, барельеф. Бронза. 1879-1899.
Пьер Пюви де Шаванн. Девушки на берегу моря (Уменьшенный вариант) / Jeunes filles au bord de la mer (petite version). 1879. Эдмон де Гонкур говорил про Метерлинка, что тот пишет свои пьесы бесцветными чернилами на промокательной бумаге. Пюви - точный аналог этому в живописи. (Кто-нибудь еще помнит, что такое промокательная бумага?)
Гюстав Моро. Галатея / Galatee. 1876. Моро написал Полифема с пустыми глазницами, а единственное око поместил во лбу, из-за этого хтоническое чудовище обрело вид восточного мудреца, раскрывшего третий глаз. Им оно умиротворенно созерцает свою возлюбленную-грезу. Галатея, декадентский (то есть более изящный) вариант тициановской красавицы, грезит о своем, девичьем (Ацисе?). Небольшая камерная картина, как все фирменные изделия Моро, написана драгоценными красками, и не бывает, чтобы вокруг нее не стояла толпа народу, увидевшая этого символиста-психоделика впервые.
Одилон Редон. Бегство в Египет / La Fuite en Egipte. 1890-е (?). Маленькие фигурки Иосифа и Марии, озаренные мистическим светом, под большим деревом.
Одилон Редон. Портрет баронессы Робер де Домси / Portrait de la baronne Robert de Domecy. 1900. Портрет напоминает лица Франсуа Клуэ. Об авторстве Редона красноречиво говорит фон - рассеянная по картине цветочная пыльца.
Эжен Каррьер. Портрет Поля Верлена / Portrait de Paul Verlaine. 1891. Это Верен не тех времен, когда он писал «Романсы без слов» и трахался с Рембо. Угасший, испитый фавн в размытой каррьеровской манере.
Жак Эмиль Бланш. Портрет Марселя Пруста / Portrait de Marcel Proust. 1892. А этот красавчик-мужчина с лилией в петлице - пока еще не автор эпопеи о поисках утраченного времени, а только ее персонаж.
Поль Гоген. Овири / Oviri. Керамика, эмаль. 1894. Угар! Основную массу широколицей таитянской девушки составляет поток волос, ножкой она попирает распластанную волчью голову и прижимает к голому бедру какую-то собачатинку. Если я не ошибаюсь, именно ее Гоген намеревался установить на свою могилу.
Поль Гоген. Натюрморт с веером / Nature morte a l’eventail. Ок. 1888. Красивый натюрморт, красивый веер. Что за предмет в правом верхнем углу - не понятно (чота типа шапки, а из нее торчат три змеиные башки).
Анри де Тулуз-Лотрек. Рыжая (За туалетом) / Rousee (La Toilette). 1889. Спину и затылок этой девушки знает весь мир. Совершенное произведение - сама жизнь - изменить и поправить невозможно ни черточки.
Анри де Тулуз-Лотрек. Жюстина Дьёль / Justine Dieuhl. 1888. Что умел, то умел. Крайне инфантильно нарисованное черное платье, статично сложенные руки, но глазастая мордочка под громадным бантом… Подошли две девушки и обменялись мнениями: «Это б@@дь» - «А мне нравится».
Винсент Ван-Гог. Итальянка / L’Italienne. 1887. Плоская и цветистая особа на фирменном желтом фоне.
Винсент Ван-Гог. Звездная ночь / La Noit etoilee. 1888. Не путать с гораздо более знаменитым «Звездным небом в Арле». Звезды как бенгальские огонечки, отражения береговых огней в воде залива. Голос народа: «Только ради этого стоило сюда прийти». Попса!
Поль Сезанн. Яблоки и апельсины / Pommes et oranges. Ок. 1899. Визитная карточка автора. «Сезанн не изображает яблоки, он мыслит яблоками» (Мамардашвили). Кто не понимает, тому я помочь бессилен.
Жюль Бастьен-Лепаж. Сенокос / Les Foins. 1877. Край поля. Бородатый мужик, накрывшись шляпой, дрыхнет. Совсем молодая девушка, умотанная жизнью и трудом, сидит рядом, пытаясь перевести дыхание.
Аристид Майоль. Средиземноморье (Мышление, или Латинское мышление) / La Mediterranee (La Pensee ou La Pensee latine). Патинированная бронза. 1900-05. Вообще эта (тоже исключительно знаменитая) особа больше напоминает надгробие, совсем-таки нет в ней живости и остроты, присущих латинской мысли. Но Майолю видней.
Эмиль Антуан Бурдель. Голова Аполлона / Tete d’Apollon. Бронза с золотистой патиной. 1900-09. На Бельведерского нискока не похож.
Эмиль Антуан Бурдель. Пенелопа (второй вариант) / Penelope (deuxieme version). Бронза. Подозрительно широкое платье у Пенелопы.
Морис Дени. Музы / Les Muses. 1893. Дени - это реинкарнация Пюви де Шаванна, анемия совершенства или совершенство анемии (без разницы).
Пьер Боннар. Ложа / La Loge. 1908. Нужно небольшое усилие, чтобы абстрагироваться от всего внешнего и «войти» в эту картину. При некоторой тяжести и неуклюжести письма, атмосфера передана просто магически. Двое мужчин и две женщины в театральной ложе - сами по себе театр, драма и спектакль.
Жозеф Антуан Бернар. Навстречу природе / Effort vers la nature. Известняк. 1908. Женская голова, напоминающая кор архаической Греции.
Не менее интересно, чем картины, рассматривать публику на выставке. Но это отдельная песня.