В четверг на 76-ом году жизни умер от рака Филипп Нуаре (Philippe Noiret; 1.10.1930 - 23.11.2006).
Один из самых обаятельных актеров мирового кино - воплощение французского шарма, жизнелюбия, мудрости и доброго юмора.
По IMDb, он сыграл в 150 фильмах, не считая полутора десятков документальных телефильмов, где изображал самого себя. По беглому подсчету я видел не меньше сорока - от «Зази в метро» Луи Малля (1960) до «Отбивных» Бертрана Блие (2003).
Для моего поколения Науре начинался с многократно смотренного «Старого ружья» Робера Энрико (1975) и уже в советском прокате мы видели его в политической драме («Покушение» Буассе, 1971; «Нужно убить Биргит Хаас» Лорана Айнеманна, 1981), детективе («Орел или решка» Энрико, 1980), мелодраме и лирической комедии («Старая дева» Жана-Пьера Блана с Жирардо, 1972; «Нежный полицейский» и «Украли бедро Юпитера» де Брока с Жирардо, 1977 и 1980; «Африканец» де Брока с К. Денев, 1983), сатирической социальной комедии («Откройте, полиция!», они же «Продажные» Клода Зиди, 1984) и т. д. Однако самое интересное - режиссерское кино - дошло только в эпоху видео, а то уже и DVD.
Нуаре одинаково хорошо играл во всех жанрах, у режиссеров любого класса и направления - от Хичкока («Топаз», 1969) до Феррери («Большая жратва», 1973; «Не тронь белую женщину», 1974) и Робб-Грийе («Игра с огнем», 1975).
Но и у него был «свой» режиссер, для которого он стал актерским alter ego - Бертран Тавернье («Часовщик из Сен-Поля», 1974; «Пусть начнется праздник», 1974; «Следователь и убийца», 1975, «Чистка», 1981; правда нельзя сказать, что «Дочь д'Артаньяна», 1994, где пожилой д'Артаньян-Нуаре - папаша Софи Марсо, завершает этот список наилучшим образом, но, как выразился бы другой режиссер, l'aventure c'est l'aventure).
Я начал было составлять списочек фильмов с Нуаре, которые ХОТЕЛ БЫ посмотреть, но таковой тут же стал разрастаться в нечто пугающе длинное. Ограничусь всего двумя:
Жюстина (Justine; США, 1969, р. Джордж Кьюкор) - похоже, это единственная экранизация романов Лоренса Даррелла, Нуаре играет в ней Помбаля, и
Баррикада на улице Зари (La Barricade du Point du Jour, Франция, 1978, р. Рене Ришон) - в этом фильме о Парижской Коммуне Нуаре сыграл Эжена Потье, автора «Интернационала». Спрашивается, почему такой фильм не попал в советский прокат?