Подстрекиваемый длинной дланью В. Л. Д***, утром 18-го, наконец, собрался в Исторический музей на выставку «Любовь и эрос в античной культуре» - накануне самого ее закрытия (20 апреля), и надо ж было случиться, что в честь некоего музейного съезда вход в этот день устроили бесплатный.
Выставка организована Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ, Федеральным агентством по культуре и кинематографии, Историческим музеем, Эрмитажем, ГМИИ им. Пушкина и Государственными музеями Берлина - Прусским культурным наследием. Не очень большая, один зал, 163 экспоната + установленные в нишах большие репродукции с помпейских фресок и висящие под потолком увеличенные картинки с вазописи.
Вообще много, конечно, давно знакомого, но кое-что приятно позабавило. Снимать было нельзя без специального разрешения, да у меня было и нечем, поэтому выкладываю несколько картинок, переснятых из каталога выставки. Самым обескураживающим фактом оказалось то, что в каталоге, который я купил по спецзаказу В. Л. Д*** за 500 р., САМЫХ ИНТЕРЕСНЫХ КАРТИНОК НЕТ!!!
Экспонаты: совсем небольшое число скульптур и сохранившихся фрагментов скульптур, маленькие статуэтки, вазопись, керамические осколки, светильники, множество мелких женских украшений с геммами и рельефными оттисками (в витринах под увеличительными стеклами).
Темы: боги, мифологические сюжеты, культовые сцены, дионисийские шествия и оргии, фаллофоры (членоносцы) разных видов, любовные сценки. Трах в разных позах - в общем, примерно в тех же, в каких это делают и сейчас:
Более экзотичное - то же со зверюшками. Леда с лебедем. Погонщик пристраивается отыметь мула. Попались на глаза две иллюстрации к «Лукию» (псевдо-Лукиан почему-то назван римским сатириком) или «Золотому ослу». Вот одна из них (Афины, 3 в. н. э.):
Не было фаллических герм и приапов, кроме этого мраморного красавчика высотой 59,5 см (из ГМИИ им. Пушкина). Сверху в надлежащем месте высверлено небольшое отверстие.
А это олисб. Подошли двое мужчин какой-то южной национальности и один вслух прочитал: «Олисб - ТЕРАКТОВЫЙ фалл». Второй тихо офигел. Первый присмотрелся внимательнее и прочитал по слогам: «тер-ра-котовый фалл».
Кстати, ошибка не такая уж и каламбурная: и «террор» (ужас) и «терракота» (обожженная глина) восходят к слову «терра» - земля.
Чернофигурный килик с ножкой в виде фимозного фалла и тестикул. На росписи по кругу ужасно смешные сценки трахающихся - по две пары на ложе, мужчики черного цвета, дамы - белого.
Чаши с отверстиями в ножке - называемые ныне сосуды «грязной шутки» (dirty tricks), из которых вино неожиданно проливалось на пьющего, использовались, чтобы прикалывать публику на симпосиях. Были чаши, из которых наоборот при наклоне вино переставало литься (использовался эффект сообщающихся сосудов), и были также сосуды-мастосы (в форме женской груди), которые было невозможно поставить на стол, не допив вина; на выставке таких не было.
Гомоэротическая тематика представлена крайне слабо. Единственная заслуживающая внимания великолепная сцена на аттическом краснофигурном кратере (мастер Пан, ок. 470 г. до н. э., Государственные музеи Берлина) не только осталась без подписи под экспонатом, но даже не воспроизведена и вообще не упомянута в каталоге. Крайне странно! Бородатый учитель в венке и длинном хитоне стоит на постаменте с большим эрегированным членом. Перед ним атлетически сложенный полуобнаженный юноша сжимает рукой тонкий эрегированный член. В высшей степени поучительный педагогический сюжет.
В каталоге фигурирует только противоположная сторона росписи, вот эта:
Вот две девушки готовят тесто, чтобы печь фаллосы.
А вот одна несет уже готовые, с глазками:
Девушка на фаллической птичке верхом:
Не воспроизведена в каталоге большая амфора с ножкой в виде головки члена. То, что их использовали не только для ритуальных целей (амфора, воткнутая головкой в землю, символически увеличивала плодородие), явствует из сохранившегося вазописного рисунка (на выставке была помещена репродукция), где обнаженная гетера вертится на такой перевернутой амфоре.
На большой репродукции с килика был и прелестный силен, увлеченно кончающий в горлышко амфоры (оригинал - в музее Касселя).
В общем, люблю я своих эллинских предков.