Умер Ингмар Бергман. Две недели назад, 14 июля, ему исполнилось 89 лет.
Режиссер, сделавший кино великим искусством.
Бергман обладал уникальным свойством - цеплять. Что бы он ни снимал, в любом жанре, от трагедии до комедии, он точно попадает в самые чувствительные точки, часто болевые, но не только. Из всех писателей на меня так же действует Сартр; даже вещи, которые я у него не люблю, все равно остаются глубоко в эмоциональной памяти. А в поэзии, возможно, Высоцкий. Это связано с предельной честностью и смелостью, которые не дают художнику уклониться ни от внешних, ни от внутренних вызовов. Большинство художников ХХ века творили мифы, Бергмана никакие мифы не устраивали.
Это невозможно, с такой пристальной твердостью всматриваться в социальность, в отношения мужчины и женщины, матери, отца, сына и дочери. В страх, в стыд, в боль, в болезнь, в смерть. И в радость, в надежду, в любовь и в счастье тоже. При этом он находит пластический язык для выражения самых общих и метафизических размышлений. Я не знаю фильма или даже сцены у Бергмана, которые можно назвать мелкими или невнятными - как больше ни у кого в кино, все его персонажи говорят одновременно на языке тела и на языке смысла.
Режиссер, которого всегда интересно смотреть. И крайне интересно читать его сценарии, размышления о кино, мемуары, прозу.
Из 62 фильмов Бергмана я видел около 25, потом посчитаю точнее. Первой была "Осеняя соната" в начале 80-х, потом "Земляничная поляна", "Фанни и Александр" - еще на большом экране, а все остальное - уже на видео и в ТВ. Если говорить о моих любимых фильмах, то, пожалуй, это не главные вещи Бергмана: "Лицом к лицу" и "Лицо". В "Лицом к лицу" потрясающая сцена самоубийства героини (Лив Улльман) - так просто и жутко снят переход в другое измерение. Она выпивает упаковку таблеток, опускается на диван, ее рука ползет по стене, опускается. Она смотрит на себя в зеркале, и вдруг камера отъезжает в сторону и в этом же пространстве появляется еще одно лицо пожилой женщины. "Мама? Это ты? Что ты здесь делаешь? Мама, ведь ты умерла. Я не хочу быть здесь. Ты плохо пахнешь" и что-то примерно в таком духе (сам фильм я смотрел в конце 80-х, в памяти осталось ощущение шока, а не детали).
И настоящим откровением для меня была комедия Бергмана. В "Лице" игра с сознанием зрителя совершенна. Каждый поворот сюжета естествен и абсолютно неожидан. Сам сценарий сделал бы честь любому из классиков театра.