Невероятно - вчера, в один день с Бергманом, умер Микеланджело Антониони.
В отличие от Бергмана, Антониони я успел увидеть почти всего на большом экране - в прокате, на фестивалях, в киноклубах: сначала «Профессию: репортер», потом «Блоу ап», «Забриски Пойнт», «Индентификацию женщины», «Затмение», «Ночь», «Красную пустыню», и уже недавно «За облаками» и «Эрос».
С глубоким почтением отношусь к итальянскому циклу «про некоммуникабельность», но для меня Антониони аккумулирован в двух супершедеврах: «Блоу ап» и «"Забриски Пойнт». Оба посчастливилось смотреть в начале 80-х в новосибирских киноклубах. Хотя это 1966 и 1970 годы - Англия и Америка другой эпохи, но для меня и тех, кто смотрел это вместе со мной, это было абсолютное «здесь и сейчас» - потому что нельзя было более понзительно выразить отчуждение и от нашего социального времени тоже.
Финал «Забриски Пойнт» под музыку «Пинк Флойд» - самое сильное психоделическое впечатление, пережитое мной в кинозале. Задолго до этого я прочитал сценарий в «Иностранке», но это был чистый взрыв сознания. В прошлом году, купив сборник Антониони на DVD, я начал его смотреть с концовки «Забриски Пойнт». А «Блоу ап» пересматривал много раз, и каждый раз как первый - фильм без дна, исчерпать его невозможно.
Тарковский, Висконти, Антониони, Бергман, Куросава - в порядке знакомства - для меня самые великие фигуры в кино ХХ века. Субъективно ни один фильм Феллини не был сопоставимым откровением. Если говорить о любимых режиссерах, то это немного другое. Это Поланский и Трюффо. Ну, а "второй круг" - уже большой список.
Микеланджело Антониони в кино
(п/ж - то, что я видел)
Пилот возвращается (Un pilota ritorna, режиссер Роберто Росселлини, 1942) - соавтор сценария
Вечерние посетители (Les visiteurs du soir, режиссер Марсель Карне, 1942) - ассистент режиссера
Двое неизвестных (I due foscari, режиссер Энрико Фулькиньони, 1942) - соавтор сценария, ассистент режиссера
Люди с По, документальный (Genten del Po, 1943-1947)
Трагическая охота (Caccia tragica, режиссер Джузеппе Де Сантис, 1947) - соавтор сценария
Рим - Монтевидео, документальный (Roma-Montevideo, 1948) - режиссер,
Метельщики улиц, документальный (Netezza urbana, N.U., 1948) - режиссер
Суеверие, документальный (Superstizione, 1948) - режиссер (фильм закончен без участия Антониони)
Любовное притворство, документальный (Amoroza menzogna, 1949) - режиссер
Семь канн, один костюм, документальный (Sette canne e un vestito, 1950) - режиссер
Вилла монстров, документальный (La villa dei mostri, 1950) - режиссер
Канатная дорога в Фалории, документальный (La funivia del Faloria, 1950) - режиссер
Хроника одной любви (Cronaca di un amore, 1950) - режиссер, соавтор сценария
Белый шейх (Lo sceicco bianco, режиссер Федерико Феллини, 1952) - соавтор сюжета
Побежденные (I viniti, 1952) - режиссер, соавтор сценария
Дама без камелий (La signora senza camelie, 1953) - режиссер, соавтор сценария
Любовь в городе (L’amore in citta, альманах, 1953) - режиссер и соавтор сценария новеллы «Попытка самоубийства» (Tentato suicidio)
Подруги (Le amiche, по повести Чезаре Павезе «Среди женщин», 1955) - режиссер, соавтор сценария;
Крик (Il grido, 1957) - режиссер, соавтор сценария
Буря (La tempesta, режиссер Альберто Латтуада, по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», 1958) - режиссер второй группы
Приключение (L’avventura, 1960, спец. приз в Канне) - режиссер, соавтор сценария;
Ночь (La notte, 1961, гл. приз в Берлине) - режиссер, соавтор сценария
Затмение (L’eclisse, 1962, спец. приз в Канне) - режиссер, соавтор сценария
Красная пустыня (Deserto rosso, 1964, гл. приз в Венеции) - режиссер, соавтор сценария
Три лица (I tre volti, альманах, 1965) - режиссер новеллы «Предисловие: кинопроба» (Prefazione);
Блоу ап (Фотоувеличение, Blow-up, 1966, гл. пр. в Канне) - режиссер, соавтор сценария
Забриски Пойнт (Zabriskie Point, 1969) - режиссер, соавтор сценария
Профессия: репортер (Professione: reporter, The Passenger, 1975) - режиссер, соавтор сценария
Китай, документальный (Chung kuo, 1972) - режиссер
Тайна Обервальда, телефильм (Il misterio di Oberwald, по пьесе Жана Кокто «Двуглавый орел», 1980) - режиссер, соавтор сценария
Идентификация женщины (Identificazione di una donna, 1981) - режиссер, соавтор сценария
Экипаж (The Crew, 1990) - режиссер, соавтор сценария
Вулканы и карнавал (Volcanoes and Carnival, 1992) - режиссер, соавтор сценария
За облаками (Beyond the Clouds, 1996) - сорежиссер, соавтор сценария
Взгляд Микеланджело, документальный (Lo Sguardo di Michelangelo, 2004) - режиссер, автор сценария
Эрос (Eros, 2004) - режиссер, соавтор сценария новеллы «Опасная связь вещей» (Il filo pericoloso delle cose)