«Демократия.doc» в Красноярске

Dec 17, 2007 00:32

«Демократия.doc». Постановка Георга Жено. Ведущий - Арман Бекенов. Технический режиссер - Станислав Губин. Киносъемка - Александра Марченко. Администратор - Ольга Гудова.

1

В пятницу-субботу побывал в Красноярске с участниками проекта «Демократия.doc». Прилетели ночью с четверга на пятницу, большую часть пятницы отсыпались в гостинице, вечером сходили посмотреть рабочую площадку на козырьке Краеведческого музея. Уже в темноте прошлись по Проспекту Мира, обедали и ужинали в пиццерии «Перцы».

Днем в субботу меня любезно принял в гостях Красноярский «Мемориал» в лице его руководителя Алексея Андреевича Бабия. Офис наших красноярских коллег произвел самое приятнее впечатление; в подробности вдаваться не буду, ибо не это тема поста. Алексей провел меня по Набережной до музея, так что можно было поглазеть на Енисей и на холмы на другом берегу, за которыми чуть-чуть проглядывали знаменитые Столбы.

В киоске музея я накупил по три рубля мелких монеток разных стран от Казахстана до бывшего ГДР и нынешнего ФРГ - для развлечения детей.

2

На представлении было примерно 70 зрителей, почти одна молодежь и, как потом выяснилось, в основном начинающие журналисты. Председатель Красноярского «Мемориала» сам пойти не смог, поэтому откомандировал своего сотрудника Диму Краснопеева, который сидел рядом со мной с симпатичной молодой невестой.

Зал на так называемом «козырьке» был небольшой, узкий и растянутой. Георгу он не понравился еще накануне, в пятницу, и он долго искал способ ограничить пространство, чтобы у тех, кто окажется в действующем поле, не возникло искушения утечь за пределы обозримой площадки. Но в конце концов, не без наших с Арманом уговоров, он согласился, что лучше оставить все как есть, потому что любые ограничители (столы или стулья) будут только провоцировать выскочить за обозначенные пределы.

Действие. Арман по обыкновению начал с того, что предложил пришедшим расслабиться, закрыть глаза и вызвать перед внутренним взором образы, которые ассоциируются у них со словами «демократия в России». В этот раз (уже пятый) я представил себе moscou_actu (утром позвонила xanzhar и с тревогой спросила, куда пропала Настька, не отзывающаяся на телефонные звонки и электронные обращения; это меня тоже беспокоит). Потом Арман попросил каждого оглядеться и найти в зале человека, отвечающего возникшему образу. Наибольшее число голосов - от 4 до 9 досталось девушкам Юле (большинство), Оле, молодому человеку Максиму и мне (5 голосов). Арман вызвал нас, попросил каждого произнести «Я», я сделал наименее убедительно, потому что после этого набрал уже только 4 голоса, а большинство опять проголосовало за Юлю. Она и осталась задавать роли в пространстве «демократии».

Арман: Юля, а какая была у Вас ассоциация со словами «демократия в России»?
Юля: 93-й год, когда всем не платили зарплату.
Арман: Ага. А теперь попробуйте назвать те главные явления, которые действуют в поле российской демократии.
Юля: Народ.
Арман: Какой он?
Юля: Большой. Печальный.
Арман: Так. Еще?
Юля: Ельцин.
Арман: А Ельцин какой?
Юля: Тоже большой… серьезный…
Арман: Еще?
Юля: Выборы… Бестолковые… Бюллетени. Предвыборные речи.
Арман: Бюллетени и предвыборные речи - это какие-то отдельные явления? Или их все же можно включить в Выборы?
Юля: Бюллетени, наверное, можно. А Предвыборные речи - сами по себе.
Арман: Значит, у нас есть Народ, Ельцин, Выборы, Предвыборные речи. Осталось еще что-то пятое.
Юля подумала и сказала: Ну, что-то такое… «Лебединое озеро».
Ассоциацию она расшифровывать не стала и Арман не попросил. Смутно-интуитивно это показалось понятным.

Потом по просьбе ведущего Юля выбрала персон из зала, олицетворивших каждое понятие и расставила их на площадке: очень близко к публике, лицом к ней и довольно плотно друг к другу. Народ (девушка Саша) оказалась меньше чем в полушаге от подруги Димы Краснопеева. Слева - Выборы (высокий парень), в центре - Ельцин (крупный мужичок в очках), прямо перед ним девушка Предвыборные речи, а между Предвыборными речами и Выборами «Лебединое озеро» (девушка Оля, которая перед этим попадала в четверку).

Арман поблагодарил Юлю и отпустил ее на место в зал, а сам стал работать с фигурами в поле: Опишите, как вы себя чувствуете на своем месте.
Народ: Чем ближе к народу (кивнула на зал), тем приятнее. (И развернулась так, чтобы быть в треть оборота к публике и в треть оборота к остальным фигурам).
Предвыборные речи: «Лебединое озеро» должно постоянно перемещаться и отвлекать внимание.
«Лебединое озеро»: Да, наверно, так и задумано.
Ельцин: Народ я не вижу из-за Предвыборных речей, просто отлично.
Реплику Выборов я не записал. Некоторое время они уточняли свои места, но вопреки прогнозу Георга, что действующие лица растекутся по широкому пространству, они почти не отрывались ни от зрителей, ни друг от друга. Позиционировались очень кучно.

Арман (к залу): Как вам ощущается, кого здесь не хватает?
Ответы: Рынка! Денег! Разнообразия! Согласия! Альтернативы! Пенсионеров! Структурирования! Саундтрека! Смысла! И т. д.
Четверо человек сказало, что Движения.

Тут на авансцену стремительно вырвались две невысокие брюнеточки, которые сбацали коротенький танец и пропели: «Чип & Дейл спешат на помощь!»

- Мы - спасатели! Мы спасаем всех от скуки!

В течение всего следующего действия они бодро «зажигали», пританцовывая, мурлыкая, перемещаясь среди остальных фигур. Реакция на них была разная (Выборы: Жить стало лучше, жить стало веселей!), но в основном отрицательная. Зал говорил, что от них идет агрессия. Я сказал: Массовое искусство потеснило высокое («Лебединое озеро»), - и они тут же закивали: Да, да! Так и есть!

Чипа и Дейла обозвали попсой и современным телевидением, на что они тоже бодро закивали, а Дейл исполнила пантомиму с головой Народа, которую пояснила: Я Народу пудрю мозги!

Словом, это были трикстерши и провокаторши, на мой вкус, ужасно славные.

Они, надо отдать им должное, свою провокационную роль исполнили эффективно, и дальше публика потянулась на сцену в самых разных ролях.

Вышла девушка Деньги, вставшая между Предвыборными речами и Выборами.
Народ отреагировал: Деньги пришли не ко мне.

Тогда Дима Краснопеев назвался Ваучером и встал рядом с Народом: Я хочу тебя поддержать. Народ, я дал тебе надежду!
Народ: Я, как настоящий Народ, ничего не понимаю. Пришел меня поддержать кто-то с иностранным названием…

Девушка из задних рядов буквально на минуту вошла в роль Спонсора и вручила совсем потерявшейся Культуре («Лебединому озеру») «грант» в виде апельсина, потом вернулась на место. Чип & Дейл тут же напали на «Лебединое озеро» и попытались отобрать забугорный презент.

Высокая девушка попыталась взять хулиганок под Контроль.

Все это время меня удивляло, что - в полном противоречии с прогнозом Георга - на широком пространстве столько фигур толчется, буквально не отлипая друг от друга. Тогда я вызвался выйти на сцену в роли Русской духовности - и пошел в самый дальний край, вызвав обвальный хохот зала. Но в углу мое внимание привлекла белая конторка на подставке, я взял ее под мышку и вернулся на авансцену, а потом установил с краю примерно в двух с половиной шагах от основной группы.
Я: Ну вы понимаете, Духовность должна быть немного удалена от суетной толпы.

И вот ведь факт, я даже не стал дожидаться никакой реакции от остальных фигур, а просто почувствовал себя одиноко и глупо на такой дистанции. Забрал свою конторку и установился прямо в центре и впереди всех, вытеснив Чипа и Дейла и всех остальных.

Незадолго до этого на Культуре Плюс я изображал Безграмотность - отвратительная была роль, одиозно деструктивная и всем мешающая; подобные роли играть просто вредно, потому что изнутри чувствуешь, как глупеешь; невозможно изобразить Безграмотность, сохранив хоть капельку интеллекта. А Русская духовность - это пиршество: занимаешь место абсолютно самозванно и самочинно и манипулируешь всеми, как хочешь. Приникать к живому источнику бросились все: Народ первым делом занял место рядом и уже не отходил, «Лебединое озеро» пришвартовалось (ясно дело!), и даже Контроль примостился чуть с краешку.

Видимо, от такой лепоты некоторых стало тошнить. Вышел парень, назвавшийся Ложью, и пристроился где-то за мной.

Ваучер заявил, что считает свою роль сыгранной и хочет ее сменить. По Арманову предписанию, он исполнил ритуал выхода из роли, сделал шаг назад, сказал: Я - Дима, и вошел в новую:
Я - Джохар Дудаев.

Я немедленно выразил обеспокоенность проявлением сепаратистких тенденций и провозгласил с трибуны-конторки курс на «Православие, самодержавие и народность». Но вместо православия и самодержавия к Народу присоединилась девушка Любовь и получился триумвират Любовь - Народ - РД.

Джохар Дудаев как-то перемещался по краям, а потом неожиданно пристроился рядом с Ельциным, крайне пассивно коротавшим свой президентский срок в поле демократии.doc.

Чипа и Дейла совсем вытеснили с авансценки, где они постоянно выплясывали, как в телевизоре, и они откололись от нашей скученной компании:
- А мы - в Китай!

Примерно в таком состоянии действо и завершилось. Реакции публики были в большей части озадаченно-негативные: Сумбур, Хаос, Скучно, Ничего не понятно, Не знаю, что сказать, но многие молодые люди из публики подходили и солидаризировались с какими-то из ролей, в том числе и с моей.

3

На мастер-класс Армана остались почти все. Его, естественно, спрашивали, что все это значит, что было задумано и в чем особенность действа, получившегося в Красноярске. Арман сказал:
- Сегодня получился один из довольно редких случаев, когда все погружаются в конкретный момент прошлого. Бывает, что человек, называющий роли в поле, произносит точную историческую дату и мы все попадаем в действие, которое характерно для того периода. Юля задала 93 год, и все происходившее получилось срезом по 1993 году. У многих именно это время ассоциируется с российской демократией - очень сумбурное и непонятное.

У меня лично не было впечатления, что мы сыграли конкретный период и именно 93-й год. Но Армана поддержал Георг, а потом очень сильно Дима Краснопеев (выходивший сначала в роли Ваучера, затем Дудаева).

Мастер-класс продолжался 50 минут, после чего публика разошлась более или менее удовлетворенная полученными объяснениями. Девчонки, изображавшие Чипа и Дейла, сначала стебались:
- Вы собираетесь приехать еще раз?.. А зачем!
Но потом взяли автографы у Армана, а я в свою очередь у них обеих. Они написали в моем блокноте:

Николай, уважаемый!
Спасибо за внимание и... понимание... Будьте!
Участница проекта «Демократия.doc» Александра Ли (ДейлR)

Волшебства! В новом 2008 г.
Саша Григорьева

(потом отсканирую)

4

При обмене впечатлениями в пиццерии «Перцы», Георг сказал, что считает прошедшее представление провалившимся. Не было искренности, никто не вынес на площадку настоящего чувства, все что-то несли от головы, суетно и бестолково. Больше всего ему не понравились Чип и Дейл, а их вопрос «Вы собираетесь приехать - а зачем?» он назвал хамским.
Мы хором стали заступаться за девчонок: ну как же, они были абсолютно естественными и превосходно отзеркалили современную телевизионную культуру.
- Да, как зеркало это работает, - согласился Георг, - но действие получается тогда, когда кто-то прорывает всю условность своей искренностью, как было в Петрозаводске (где спектакль сделали Человек, Вор и Надежда). Единственной энергетичной фигурой был Ваучер-Джохар Дудаев.
- И я говорил, что от него идет сильная энергия, - подтвердил Арман.

Дима Краснопеев к нам вскорости присоединился. Он принес и подписал всем свои книжки «Гражданская война в России. 1993 - ?» (о первой Чеченской войне; Армана аж качнуло, когда он увидел это «1993 - ?»... вот вам и «Демократия.doc»!) и «Дневники сентиментального солдата». Дима был снайпером в Чечне в 1996-м, а сейчас проводит прошибающие сознание уроки по межнациональным отношениям в школе и в педуниверситете, после которых у молодых людей больше не поворачивается язык повторять, что чеченцы - нелюди, звери, ублюдки и прочее, менее цензурное. Он сказал, что его подруга, которую он представил мне как свою невесту, ушла в раздражении сразу после спектакля, заявив, что это ей абсолютно не интересно. «Я понял, что ее реакция очень сильно изменила мое отношение к ней». Зато Чип & Дейл ему страшно понравились.

Я подытожил свое ощущение от того, что происходило, формулой horror vacui (страх пустоты). На широком пространстве дюжина человек сбилась в плотную кучку, и то же было в развитии действия - непрерывное порождение новых фигур, оставшихся почти нераскрытыми, и активность любой ценой, словно все боялись даже коротких пробуксовок.
- Да, - согласился Арман, - было очевидное вытеснение переживания. Эта кучность и активность были ради того чтобы не впустить травматичный опыт. Ведь это был страшный период, когда всех бросили выживать своими силами. И реакция на него до сих пор почти рефлекторная: сплотиться и накрыться ушами.

Добавлю субъективный взгляд. Я выходил, собираясь изобразить Русскую духовность как нечто супранатуральное, создающее дистанцию, перспективу, вектор, но сразу почувствовал, что места для такой энергии нет. И встал сначала рядом чуть позади, а потом в центре. Моя РД была не совсем пародийной, но не лишенной гротеска, самоуверенной и пафосной. Все охотно вокруг нее сплотились, и у меня возникло реальное ощущение власти: достаточно себя отождествить с правильно угаданной ценностью и ты можешь управлять «народом» и вообще кем угодно. (В следующий раз буду Царем-батюшкой! Как говорит Арман, только в «Демократии.doc» вы можете нетравматично выяснить свои отношения с любым явлением социального и культурного поля).

А Спасатели Чип & Дейл, которые искренне «бросились на помощь», вызвали стойкую агрессию и у фигур в поле, и у зала. Девчонки объединили сразу два раздражающих компонента: витальную динамику и американизм. Их выдавливание отовсюду логично завершилось «эмиграцией»... в Китай. Получилась остроумная и блестящая издевка над всем проявившемся полем.

театр, "Театр.doc", "Демократия.doc", культурная жизнь

Previous post Next post
Up