Предыстория такова: в 1943 г. новые немецкие танки, с толстой броней и вооруженные 88-мм орудием, могли поражать наши Т-34 с дистанции до 1,5 км, тогда как огонь 76-мм орудий Т-34 был на таких дистанциях неэффективен, им требовалось сперва сблизиться с противником. Это приводило к большим потерям. Следовало или принять на вооружение новый танк, или старый модернизировать. По ряду причин остановились на втором варианте...
Однако для установки на Т-34 85-мм пушки была желательна башня большего размера, с "погоном" (это, грубо говоря, нечто наподобие огромного подшипника, на котором башня танка вращается) в 1600 мм. Но в СССР, вопят ленд-лизуны, станков для расточки погона таких размеров были единицы, зато по ленд-лизу они пришли в начале 1944 (аж целых две штуки). Типа, "союзники" (в который уж раз) тем самым "спасли" СССР от поражения в войне. Типа, все (!) Т-34-85 появились лишь благодаря ленд-лизу...
На самом деле, во-первых, танки с таким погоном изготавливались и ранее (довоенный Т-28 имел погон 1620 мм, производившийся с 1943 г. ИС-2 - 1800 мм, и станки для его выпуска нашлись).
Во-вторых, таких станков могло не хватать на танковых заводах, но это не означало их полного отсутствия в СССР. Так, до войны был разработан стандартный проект паровозного завода, включающий 15 токарно-карусельных станков (колеса некоторых моделей паровозов имели диаметр более 2-х метров). Были построены десятки крейсеров, эсминцев и т. д., башни коих имели погоны от 3 м и выше. А собирались построить еще больше, да война помешала.
В-третьих, токарно-карусельные станки с диаметром обработки до 2 м выпускались в СССР с 1937 г.
В-четвертых, по документам, переход на выпуск Т-34 с погоном 1600 мм планировался еще до войны, и станки для этого либо имелись, либо планировалась их поставка (в т. ч. немецких). Есть даже фото обточки погона на заводе № 183 (Нижний Тагил) в 1942 г. По нему видно, что суппорт станка находится не в крайнем положении и может быть отведен дальше по направляющим.
В-пятых, Т-34-85 выпускали и с узким погоном, хотя башня и была тесна.
В-шестых, вопрос о подготовке производства Т-34 с погоном 1600 мм был поставлен в октябре 1943. Директорам заводов было велено сообщить, что для этого нужно. Недостающие (допустим) станки никак не могли быть после этого заказаны по ленд-лизу и поступить уже в первые месяцы 1944, с учетом необходимого времени на заказ, его согласование, размещение на заводах в США или Англии, само изготовление станков и доставку в СССР. Постановления ГКО действительно упоминают заказ импортных станков (не факт, что именно по ленд-лизу, а не за деньги) для выпуска Т-34-85, но со сроком прибытия к середине 1944. Тогда как уже весной 1944 заводы ежемесячно выпускали Т-34-85 с погоном 1600 мм сотнями.
Если же такие станки (якобы прибывшие в начале 1944) были заказаны заранее, то этот заказ никак не связан с переходом на расширенный погон. Они, конечно, пригодились, но врать, что без них выпуск Т-34-85 был невозможен, могут только ленд-лизуны.
Подробности
тут и
тут.
Вдобавок, ленд-лизуны пишут о несуществующих "карусельных зуборезных станках" (путая разные технологические операции).