Как я был купчинским гопником

Apr 09, 2011 11:25

Это переходит все границы. Пошел за сигаретами. На входе в магазинчик:
- Дай сигарету.
- Не курю.
Я вообще-то всегда делюсь сигаретами. Я знаю, что такое, когда хочется курить, а сигарет нет.
Два придурка смотрят на меня. Оценивающе. Дать пиздюлей в морду  или не дать. Не дали.
Купил сигарет. Выхожу. Стоят придурки. Другие. Трое.
- Не угостите ли сигареткой?
Вот, думаю, вежливые и культурные люди. Протягиваю.
- Винстон? Ван? Ты чего - пидор?
Мой юзерпик - это моя реальная фотография. Я похож на пидора?
Я понял, что вынужден драться. И вдруг один из придурков - самый бухой - говорит:
- Да это ж Глебыч. Здорово, братан.
Мне стало еще хуже.
Теперь вынужден поставить свой сентябрьский текст.

Как я был купчинским гопником

Иду недавно по Купчину. Иду, курю. Средь бела дня. Вдруг на пути встает человек довольно отвратного и потасканного вида. Стоит и смотрит. Потом сплевывает через зуб и спрашивает:

- Ну чо? Долго еще ждать?

- Тебе чего? - говорю.

- Сигарету-то дай, крыса, - как-то даже не сказала, а проскрипела странная личность.

Человек, который назвал меня крысой, едва доставал мне до плеча.

И нетвердо стоял на ногах. Я отпихнул его и пошел дальше.

Но вспомнил, что пару месяцев назад так же шел по Купчину. Средь белой ночи. Правда, облачной и довольно темной. Вдруг в кустах что-то зашевелилось, и сзади меня огрели по голове. Видимо, рассчитывая оглушить или сбить с ног. Но слабо и неумело. Я в недоумении оглянулся. Передо мной стоял подросток лет пятнадцати. Он что-то пробормотал - мне показалось, «извините», - и убежал.

Впервые за 20 лет стало страшно гулять по Купчину ночью. То же самое прошлым летом я почувствовал на даче. В моих краях завелись гопники. Я был уверен, что они исчезли как класс. Как крысы после дератизации. Как льготы после монетизации.

- Ладно, - думаю, наверное, это мне так не везет.

Нет. Оказалось, гопники расплодились по всей стране. В городе Миассе они напали на участников рок-фестиваля «Торнадо». СМИ бьют тревогу. Одна уважаемая газета написала, что «побоище в Миассе - это яркий пример покупки и эффективного использования ресурса гопников».

Я - старый купчинский гопник.  И я протестую. Это другие гопники. Тех -  старых, настоящих, восьмидесятников - невозможно было купить. И тем более - эффективно использовать.

Гопник ленив

Купчинские гопники были на редкость ленивыми. Драки двор на двор случались не чаще, чем раз в год. Все остальное время мы сидели на скамейках у парадных  и обсуждали, что неплохо было бы с кем-нибудь помахаться. Изредка, от скуки, мы кричали проходящим школьникам:

- Слышь, двадцать копеек есть?

- Нет.

- А если обыскать?

Некоторые подходили и отдавали 20 копеек. Большинство спокойно шло дальше.

Гопник чужд коммерции

Напрочь забыл, куда мы девали эти 20-копеечные монеты. Скорее всего, мы нарывались на более крутых гопников и отдавали им.

Лично я только один раз занялся гоп-коммерцией. По пятницам мы ходили на УПК. Учебно-производственный комбинат. Там мы надевали на винтик шайбочку, а потом электроотверткой закручивали гаечку. Так нас приучали к взрослой жизни. С большой пользой, если учесть, что на нас надвигалась рыночная экономика. Из шайбочек я сплел цепуху сантиметров в тридцать. Рассчитывал выручить за нее рубль. Прямо у ворот УПК цепуху у меня отобрали и ею же избили. Довольно болезненно.

Коммерция не задавалась. Кстати, никто из моих знакомых гопников в 90-е не стал бандитом.

Гопник - человек высоких моральных принципов

У купчинских гопников существовал кодекс чести. Если ты шел с девушкой, тебя не трогали. Когда ты проводишь ее до дома, на обратном пути тебе, конечно, наваляют. Ты же уже без девушки. Если ты с двумя девушками - тебе тоже наваляют. Больно жирно. Но с одной - табу.

Сейчас ты идешь один. На встречу -  четыре малолетних придурка и девушка. Навалять тебе предложит именно девушка.

Купчинские гопники никогда не нападали исподтишка. Они долго расспрашивали о твоих музыкальных пристрастиях. «Кино» любишь или «Алису»? Не угадал - только тогда бьют. Иногда и вовсе не бьют. Как-то раз поймали меня в чужом дворе:

- Ты откуда? Не из крокодильника?

Я честно ответил:

- Я не из крокодильника.

- Ладно, иди.

Я вежливо поинтересовался:

- А если бы я был из крокодильника?

- П...лей бы огреб.

Оказалось, крокодильник - это два зеленых дома. Жить в них категорически запрещалось.

Гопника узнаешь по одежке

Сейчас невозможно визуально отличить гопника от аспиранта. Они одинаково одеваются. Одинаково стригутся. Да и говорят, признаться, одними и теми же словами.

Раньше все было ясно. Гопник - это кирзовые сапоги, ватник и солдатский ремень. Меня эта униформа жутко раздражала. Я е ее не носил. Поэтому ко мне относились хорошо, но не уважали. Я переживал. Я тогда еще не знал, что такое отношение - это крест на всю жизнь. Раз знакомые гопники заявились ко мне домой. Они долго мялись, а потом высказали все, что накипело в их гопницких душах:

- Почему ты не сидишь с нами у ромкиной парадной? Почему ты никогда не носишь ватник и сапоги?

Если бы они были интеллигентами, они бы воскликнули:

- Ты презираешь свой народ, крыса!

Я достал из шкафа ватник. Предъявил. Они удовлетворенно закивали. Я предъявил сапоги. Да не кирзовые, а хромовые. Они задыхались от восхищения. Наконец, я показал ремень. Да не солдатский, а моряцкий.

- В чем же дело? - хором закричали мои знакомые.

- С этими вещами слишком много связано, чтобы носить их каждый день, - мрачно сказал я. И понес совершеннейшую околесицу про то, сколько вражеской крови пролилось на сапоги и сколько вражеских голов рассекла бляха с якорем.

Я был самым маленьким в классе. Весил, наверное, килограмм сорок. И все же -  мне поверили. И зауважали. В первый и последний раз в жизни. Прощали мне «неформенные» вьетнамские говнодавы и китайский пуховик.

Гопник - меломан

Конечно, и в мое время были каких-то странные гопники. Которые, как и миассовские, били рокеров. Но они обитали в загадочных Люберцах. В Купчине таких не было. Все мои знакомые были в какой-то степени рокерами. «Кино», «Алиса», «Гражданская оборона» - предмет бесконечных разборок, кто круче, но в то же время - идеологическая база.

Магнитофон - непременный атрибут посиделок. До сих пор не понимаю, почему магнитофон нужно было носить в полиэтиленовом пакете. И непременно - на плече. Видимо, ритуал сформировался до меня, в древности. Звук не имел значения. Чего услышишь из советской кассеты через полиэтиленовый пакет?

Сейчас гопники слушают музыку в плеере. Плеер - принципиально антигопницкое устройство. Он противопоставляет человека коллективу. Развивает склонность к индивидуализму. Человека в плеере, пожалуй, можно и купить, и эффективно использовать.

Нынешние гопники - ненастоящие. Они - постгопники. Гопники эпохи постмодерна.

Посмодерн - это безыдейность. (Где он, русский рок?) Размытость этических представлений. (Где они, кодексы чести?) Заимствования из разных эпох. (Дома сидеть в «Контакте», а на улице стрелять сигареты и отбирать мобилы). Какая-то несерьезность. Отсутствие пафоса. Видел тут двух будущих гопников и дегенератов. Лет двенадцати. Они отвешивали друг другу чувствительные тумаки, ржали и кирчали:

- Ну Валера... Эй, Башка...

Они подражали глянцевому сериалу «Даешь, молодежь!». Позор. Что из них вырастет? В мое время дети в десять лет суровили брови, искривляли рот и горланили:

- Мама - анархия, папа - стакан портвейна!

И выросли достойными людьми. Кто-то на стройке вкалывает. Кто-то бутылки собирает. А один и вовсе производит бумажные тарелки. Я к нему даже подойти боюсь.

Во всем этом мне непонятно одно. Тогда была эпоха перемен. Не вижу связи, но социал-аналитики уверяют, что гопники расплодились именно по этой причине. А сейчас-то с чего? Может, я что-то в этой жизни просмотрел? Чего-то не замечаю?

Глеб Сташков 
Previous post Next post
Up