А начать захотелось с того, чего нет в списке, но что достаточно часто попадало на стол в последнюю пару месяцев. Итак, встречайте,
Power Grid.
Что это технически?
Настольная игра на 2-6 человек, играется за час-два, полностью языконезависима, правила "чтобы начать" объясняются за 15 минут, а полностью становятся понятны к концу первой игры.
Что это фактически?
Каждый игрок -- электромагнат, строящий электростанции и развивающий свою энергосеть на общей для всех карте. Побеждает тот, кто к концу игры смог снабдить электричеством больше всего городов своей сети. В игре есть деньги, тоже, на удивление, называющиеся "электро", есть ресурсы, есть аукционы, есть соперничество, есть борьба по целой группе критериев. Прямой войны нет, но очень жёсткая блокировка возможна.
Как выглядит процесс?
Расстановка проста -- сначала на карте (в базовой коробке это карты США и Германии, а в аддонах чуть ли не весь мир), выбираются зоны, в которых будет проходить игра. Регионов на каждой карте по 6, зон участвует равное количеству игроков количество, так что игры друг на друга не похожи и одинаково насыщенны действиями, при любом количестве игроков.
Раздаются фишки, деньги и памятки, определённым образом сортируются и тусуются карточки электростанций, по карте расставляются ресурсы, определяется порядок первого хода -- минут пять на всё, если без объяснения правил.
Сам раунд состоит из нескольких действий, с небольшими отличиями, в зависимости от фазы игры:
1. Аукцион электростанций. Все станции в игре отличаются друг от друга и
пронумерованы от 4 до 50. Самые "маленькие" недороги, сразу же доступны, но
неэффективны. Номера "постарше" питают сразу по 6-7 городов, но стоят дорого, а приходят в игру, как правило, поздно. Как видно по картинкам, каждая станция потребляет один из пяти ресурсов в игре - уголь, нефть, уран, мусор, или ничего :). Станции на столе располагаются двумя блоками по 4 штуки, рынок настоящего и рынок будущего. Покупать можно верхние четыре, после покупки из колоды достаётся следующая станция, и результат всегда упорядочивается по
номеру. Так что шанс получить что-то очень крутое поначалу невелик. И особенно невелик у первых игроков. Первым в аукционе быть невыгодно.
2. Закупка ресурсов. Ресурсы покупаются в порядке, обратном игровому, так что первым является отстающий в количестве городов или "номере" станции. Почему это важно -- количество ресурсов ограничено и чем больше их покупается, тем выше становятся цены на оставшиеся. И, если все набросятся на закупку станций, потребляющих одно и то же, то может получиться, что последним будет или очень дорого, или вообще невозможно заправиться и пропитаться (на картинке видно, что остались только очень дорогие уран и мусор, а ширпотребных нефти и угля уже совсем нет). Тут же надо дополнить, что для станций можно покупать и небольшой запас - на ход вперёд. Так что с опытными игроками, рынок часто почти пуст чуть ли не с первых ходов -- соперников надо прижимать. :) Но, хорошая новость, после каждого хода, ресурсы добавляются. Если никто не пользуется чем-то, то этого очень много и оно очень недорогое.
3. Развитие сети, ака "покупка домиков". Тут тоже выгодно быть последним игроком, ибо начинать этот этап первым - хорошо. Итак, на карте видно, что каждый город содержит три числа, 10, 15, 20, которые означают стоимость первого, второго и третьего домика в городе, соответственно. На первом этапе игры можно строить только один домик в городе, на втором два, на третьем, все. Первый домик можно построить за номинальную стоимость, а вот все последующие уже обязаны входить в одну с ним энергосеть, то есть, платить надо не только цену на городе, но и число из "трубы", соединяющей города. Где-то соединения недорогие и это не проблема, но бывает, что блокируют так, что ход надо копить, чтобы вырваться из "окружения".
4. Пропитание городов - тут всё просто, тратятся закупленные ранее ресурсы, станции пропитывают города. Чем больше городов пропитал электричеством, тем больше денег получил. Не обязательно пропитывать всё -- часто ресурсы стоят дороже прибыли.
5. Бюрократия - добавление ресурсов на карту, изменение доступных электростанций - эти детали сначала достаточно знать хозяину игры, а остальным воспринимать, как данность. :)
Игра завершается, когда кто-то построил определённое количество городов. На троих, это 17. И, по состоянию на этот ход, победителем становится тот, кто пропитал электричеством более всего городов, то есть, своих "домиков". Тут важно и само их количество, и наличие мощных электростанций, и умение иметь к последнему ходу достаточно ресурсов, чтобы хватило на всё.
В целом, и без деталей, всё просто, но захватывающе. И, поскольку считать много, не скучно и есть чем заняться, пока думают другие.
Компоненты?
Хорошие. Качественные дерево домиков и ресурсов и картон современных евроигр. Карта не выгибается, электростанции прорисованы красиво, все счётчики и таблички видны и понятны. Поначалу не нравились тонкие бумажные деньги, но выяснилось, что они достаточно прочны и надёжны, чтобы о них не волноваться. Да и заменить их несложно, хотя бы на покерные фишки. Ну или на евро, если уж шиковать по-полной. :)
Для кого это да?
- Для тех, кому нравится подумать. Подумать придётся, а мучительные подсчёты,
на что можно потратить ещё копеечку, чтобы хватило и на станции, и на ресурсы, и на города, вскипятят разум не раз за игру. Хотя и порадуют, если всё сойдётся.
- Для тех, кто любит открытые расклады и незначительный рандом. Случайно только расположение карт электростанций в колоде. И, если не перестараться с количеством городов, то в аукционе участвуешь последним и весь рандом не мешает.
- Для тех, кому важна языконезависимость. В игре нет ни одного слова, кроме названий городов. А они и простые, и на процесс не влияют.
Для кого это нет?
- Для любителей кубиков и рандома.
- Для любителей приключений и сражений и драконов.
- Для тех, кто пьёт пиво и смотрит телевизор в процессе.
Впечатления в течении времени?
За десять-пятнадцать игр в течении года не надоело. Если бы приобрёл сам, это было бы 2-3 евро за партию, что дешевле, чем поход в кино. Так что (хотя коробкой и не обладаю) считаю оправданной покупкой. Себе не купил потому, что в обоих компаниях, с кем обычно играю, игра есть. А дублирование, это лишнее.
Советую ли?
Да. Можно даже как первую игру - она сбалансирована, надёжна, качественна, и неспроста уже давно в пятёрке лучших на boardgamegeek.com. Дополнительный плюс -- абсолютно играема в компаниях от двух до шести игроков. Это всё же больше редкость, чем правило.
Где купить?
1. Весь интернет.
2.
www.ludo.ee3. www.weplay.ee
4. вроде бы уже даже появилась в обычных книжных, вроде Apollo.