Докарантинная премьера Большой сцены "Полёт над гнездом кукушки" по мотивам романа Кена Кизи позволила прозвучать "мужскому голосу" нашей театральной труппы, прозвучать соло и в унисон.
Режиссёр Владимир Лаптев создаёт концентрат из мужских ролей, каждым своим выбором-назначением попадает в масть и блестяще "делает игру".
Делает так, что каждый зритель в этот вечер совершает свой собственный "полёт": в бунтарские, эпатажные американские реалии 60-х, на дно себя, в глубины своих мыслей, становясь зрителем общечеловеческой притчи об отношении личности к проблеме свободы, будь она только собственная или же общественно значимая.
Сцену разрезает железный занавес: металлическая решетка, и сразу промелькнёт: вольер, зоопарк, несвобода, нелюди...Под всевидящим оком Фрейда, на фоне психоделических рисунков мы впервые знакомимся с обитателями "гнезда": «мы психокерамика...разбитые горшки человечества...»
Ходячая иллюстрация процедуры лоботомии Мартини-барабанщик (Михаил Бабаев), человек-рентген, страдающий галлюцинациями и каждый раз раскрывающий объятия-распятие после фразы: "Всё к чёрту!".
Чезвик (Богдан Тартаковский) с портретом своего кумира на майке-кубинского революционера Че Гевары- олицетворяет "всю компартию психушки".
Хардинг от Игоря Клочкова-председатель совета пациентов, интеллигент, "главный псих" с университетским дипломом, он как никто другой способен дать трезвую оценку происходящему и как будто бы здесь случайно, но групповые "терапевтические" обсуждения интимных сторон жизни каждого из пациентов вскрывают и его нарывы, лишая равновесия. Игорь Владимирович хорош. Очень хорош. Он весь харизма и темперамент.
Билли Биббит (Денис Чистяков), пожалуй, самый драматически наполненный образ спектакля. Инфантильный, с речевым расстройством, болезненно правильный и застенчивый; операция психологического оскопления проведена ещё в детстве деспотичной, властной рукой матери. Опутанный сетью запретов, Билли изнывает от "зова плоти" и тотального страха перед женщиной. От отвращения к себе, от желания навеки забиться в медикаментозный уют психушки - и омерзения перед собственной трусостью. Ему вслед за Вождём очень нужно и важно стать "большим", подрасти до тех высот, где не достанет, падёт гнёт, удушливый пресс матери, самоутвердиться, обрести себя. Какая-то нелепо трогательная, щемяще искренняя получилась сцена инициации Билли малышкой Кэнди: с венчанием понарошку, с алтарным крестом-Мартини, с напутственным пасторским словом от Хардинга и с нарастающей тревогой от неминуемой расплаты...Спасите Билли...Блестящая работа Дениса.
Вся сцена карнавала как в последний раз, точка невозврата, но какой во всём этом бешеный пульс жизни, живой жизни, простых человеческих радостей, воздух свободы...И кажется, именно в эту минуту стал чуть ближе диск луны по ту сторону решётки, огромной луны со следами Нила Армстронга как символа покорения космоса, расширения границ свободы до вселенских масштабов.
История Вождя (Андрей Гурамишвили)-это движение от полного душевного паралича, безволия к возрождению подлинно человеческого, к обретению голоса. Поначалу он нелеп и вызывает приступы смеха в своих неспешных движениях шваброй и в прятках с охраной, но ровно до момента своей исповеди.
Образ МакМерфи идеально лёг на актёрский типаж Виталия Панасенко. Да, не Джек Николсон, но сыграл достойно. Яркий, мятежный, отчаянно дерзкий, острослов и балагур; разбитная походка, скользские шуточки, "алкоголь, девочки, рок-н-ролл" и жажда жизни, живой и свободной.
Мисс Крысчет- режиссёр словно намеренно переводит имя Рэтчет, где англ. rat-крыса-подчёркивая двуличность, скрытность, необходимость видеть глубже, чем на первый взгляд. За внешней доброжелательностью, невозмутимостью, умением держать лицо, скрываются жёсткость и властность, неспособность к состраданию и сочувствию. Её то ненавидишь, то жалеешь, чувствуя проскальзывающую моментами боль одиночества. Елена Серёгина показалась мне излишне динамичной, суетливой, мне не хватило холода, душевного некроза, стервозности, стерильного зла. Возможно, я не могу отрешиться от блестящей работы Луизы Флетчер в киноверсии Милоша Формана, но верю, что Лена вытащит, потенциал есть.
Человеческое, слишком человеческое - комплексы, фобии, страхи перед жизнью и, главное, смертельная борьба за человеческое достоинство - вот что выходит в спектакле на первый план. Понравилась идея проницаемости границ между нормой и патологией, здравомыслием и безумием: вереницу танцующих пациентов на обратном ходу сменяет трио "охрана-врач", или "заигрывания" с залом как с филиалом клиники словно подтверждают мысль, что "нет здоровых людей, есть недообследованные"...Ведь "тот, кто идёт не в ногу, слышит другой барабан."