Город - это его улицы. Где-то нарядные и стройные, где-то серые и унылые. В иных городах они похожи на щели между небоскрёбами и торговыми центрами, а есть славные места, где тротуары пятнисты от солнца, проникающего через густые кроны деревьев.
В каждом городе у улиц есть свои особенности. В центре Санкт-Петербурга, очень и очень любимого, улицы - как залы музея, можно ходить и смотреть направо и налево бесконечно. С детства знала (говорили мне так), что Санкт-Петербург строился строго по плану. Ну а мне казалось, что самый разумный план - пересечение под прямым углом. Каково же было моё удивление однажды, когда я обнаружила, что путь от Гороховой до Невского по Садовой - совсем не такой же, как по Малой Морской, а гораздо длиннее.
В моей родной Перми или её вечном сопернике Екатеринбурге - как раз та самая «решётка» из пересечений улиц под прямым углом, не заблудишься. На центральных улицах - дома сталинской застройки, к эстетике которых я не равнодушна.
В Саратове, например, по моим ощущениям, улицы идут не только в горизонтальной плоскости, по ним постоянно приходится или спускаться, или карабкаться куда-то вверх. По этой причине, мне думается, там плохо держится асфальт, постоянно норовит «сползти» в Волгу.
Но однажды Россия оказалась далеко, и мой город стал не похож на всё то, что я видела раньше. В Додоме пришлось привыкать к нерегулярности, извилистости улиц и левостороннему движению.
На самом деле, настолько с детства сидит в голове «посмотрите сперва налево, а потом направо», что для того, чтобы перестроиться к другому порядку и начать относительно спокойно переходить улицу, не вертя головой во все стороны сразу, мне понадобилось несколько месяцев. После этого я села на велосипед, и только через полтора года за руль автомобиля. Думаю, что если бы попыталась начать водить машину сразу же, то было бы очень сложно. Зато теперь, когда приезжаю в Россию, несколько дней привожу мозг в порядок, стараюсь не хвататься за кресло в машине, когда водитель выруливает, как мне кажется, на встречку, или не пропускает машины при правом повороте.
Очень мне нравится, что большинство важных перекрёстков здесь - круговые. Тут правила очевидны, и преодолеть перекрёсток легко. Вот ещё бы парочку светофоров добавить на некруговых пересечениях, к уже имеющимся двум - и я могла бы сказать, что просто ну очень здорово водить машину в Додоме. Скорости внутри города небольшие, машин, по сравнению с Дар-эс-Саламом или той же Пермью, немного, пробок почти никогда не бывает.
В Додоме улицы удивительные. Нет, в центре всё в порядке, две главные - улица Ньерере и Морогорская дорога - пересекаются под прямым углом, относительно них так же ровно расположены параллельные. Но там, где мы живём, в area C, они подобны извивам лиан в джунглях: сколько угодно раз могут загибаться на своём протяжении, по какой-нибудь улице можно идти, идти, и прийти почти в то же место, откуда начал.
В Додоме есть асфальтированные дороги, их в центре особенно много, а есть и грунтовые, которые ещё не успели замостить. В некотором смысле, грунтовые иногда оказываются удобнее: в асфальте образуются дыры, которые рано или поздно приобретают размеры, небезопасные для легковушек, и которые нужно без конца латать, а грунтовку можно раза два в год выровнять грейдером - и снова всё хорошо.
В преддверии президентских выборов Додома развивается, и это очень радует. Сейчас она одно-двух-трёхэтажная, за очень редким исключением, но скоро ситуация изменится. Строятся офисные здания, даже будущий торговый центр с многоэтажной парковкой уже почти готов. За последний год сделали два новых переезда через железную дорогу, поэтому если раньше у меня дорога в университет занимала 35-40 минут, то теперь всего 15-20. Додома преобразится, сомнений в этом нет. Очень хотелось бы увидеть её лет через 20.
Додома - малоэтажная столица. Вид из UDOM - университета Додомы