Трансгималайский поход. День 11. Часть 2. Прогулка по древней деревне Нако

Mar 10, 2017 16:38

Продолжаю рассказ о деревне Нако. В предыдущем посте мы остановились на окраине жилого массива деревни, перед тем посетив в южной её части два старинных храма возле живописного озера.




1. Историческая часть деревни похожа на замысловатый лабиринт из плотно подогнанных друг к другу строений. Между ними узенькие улицы и множество закоулков.







Часто улочки выходят на развилки. В общем заблудиться, конечно, невозможно, но найти множество укромных мест легко!



За все время проведенное в Нако в жилой части деревни я почти не встречал местных жителей. Если бы не ухоженные улицы и стены зданий, а также заготовленные дрова на крышах, могло бы показаться, что деревня заброшена. Правда заходил сюда по сути только раз, всё остальное время проболтался по окрестностям. Так что вполне возможно вечером здесь людно.









В трех местах я встретил строения напоминающие ступы-ворота. Ниже фото под одним из них. Возможно это старые входы в деревню, которые со временем ушли вглубь застройки.



Помимо мелких домиков, в Нако также развито и капитальное строительство. Похоже что это дома зажиточных жителей. Хотя в некоторых случаях это могут быть и культовые сооружения.









Панорама ниже для полноты картины.



Например на фото ниже здание с балконом, а вдоль стен установлены ниши с молитвенными барабанами.





Встречается также интересный элемент, когда над входом в дом устанавливаются три ступы, которые иногда ещё и раскрашивают в разные цвета. Я не раз встречал такую деталь на всем протяжении пути от долины Куллу до Ладакха.







Плоские крыши используются под заготовку топлива на зиму.





Ещё немного деталей.











В деревне часто можно повстречать домашний скот, как свободно бродящий в пустых переулках, так и запертую хлевах и в открытых стойбищах возле жилищ.





2. Долго ли, коротко ли мы гуляли в тени каменных стена, да всё таки вышли к древнему монастырю. Пройдя через калитку, первым встречается здание стоящее за пределами стен территории монастыря, но очевидно близко связанное с ним.



Это часовня с множеством молитвенных барабанов вдоль стен. Утром, когда я прогуливался здесь, дверь была закрыта. Сейчас же можно войти внутрь.



Внутри расположен молитвенный барабан и две статуи по бокам от него. Из-за покрова сложно точно определить чьи это статуи, но смею предположить что слева - это Амитабха, а справа Авалокитешвара.



Сразу напротив часовни стена монастыря. Левее навес для двух старых ступ.



Входной портал.



Внутренняя территория монастыря. Монастырь основан в начале 11 века выдающимся перевдчиком Ринченом Зангпо. Который основал множество храмов по все территории западных Гималаев. По какой-то неведомой мне причине фотографировать в храмах запрещено. Поэтому расскажу на словах, что я там увидел. В интернете в принципе можно найти фотографии из этих храмов.



а) Пойдем по часовой стрелке. Первое белое здание называется Kar-Jung. Перевести сложно так как здесь не транслитерация, а примерное звучание. Смею предположить, что kar - белый, jung - скорее всего значит маленький. Итог моих домыслов - "Малый Белый [Храм]". Согласно описанию на информационном стенде, это часовня защитника этого региона Purgyal'а. Внутри пусто. У противоположной от входа стены небольшое возвышение. На котором установлены масляные светильники. В центре две потемневших от времени деревянных колонны. На стенах едва различимые останки буддийских фресок. По правую руку можно различить множество ладоней с глазом на каждой из них. По-видимому, там был изображен Тысячерукий Авалокитешвара, окруженный сонмом Будд. У его стоп можно различить изображение белой женщины, которая стоит на колене и кажется совершает подношение. На остальных стенах кроме общих очертаний что бы то ни было разобрать мне не удалось. Скоро изображения совсем растворятся.



Резьба входного портала практически полностью истерлась. Если приглядеться можно различить изображение Будды по центру левее сразу над входом. Уровнем выше также проступают изображения стоящего и сидящего Будды.



б) Следующее большое здание называется Locave Lhakhang ལོ་ཙཱ་བའི་ལྷ་ཁང་།, что значит "Храм Переводчика", так же его именуют Цуклакханг གཙུག་ལག་ཁང་།, что грубом приближении может значить - главный храм.
Запечатлеть на память храм внутри не удалось. Поэтому в описании опираюсь на информацию со стенда и смутные воспоминания. В храме множество глиняных изваяний, в особенности Пяти Дхьяни Будд. На левой стене изображение Праджняпарамиты (и если мне не изменяет память её мандала во всю стену). Под ней маленькая камера с защитником (её я не нашел). На правой стене изображена Махамандала Ваджрадхату с Буддой Вайрочаной. В следующий раз буду в этих краях, подробнее опишу этот замечательный храм.



в) За главным храмом расположено новое строение называемое Jom-Khang, которое используется для собраний и дарования учений.



г) Следующее строение Locave Lhakhang Gomgma ལོ་ཙཱ་བའི་ལྷ་ཁང་གོང་མ།, что значит "Верхний Храм Переводчика". Крыша поддерживается двумя массивными колоннами (на правой глиняная статуя синего будды) и двумя меньшими колоннами у алтаря.
В центре алтарной стены закреплена статуя Желтой Тары. Вокруг нее трехмерная "мандорла", в некоторых деталях схожая с таким же окружением трона как у Будды Шакьямуни. В нижней части изображения льва и слона, рядом колонны с вьющимся орнаментом по краям, выше макары, а сверху Тару венчает гаруда, держащий змею в своем клюве. Справа и слева от Тары закреплены (согласно описанию на стенде) статуи Будд Медицины разделенные в две группы по четыре изображения.
У подножия Желтой Тары расставлено множество различных глиняных статуй, среди которых Будда Шакьямуни, Аволокитешвара, Ваджрапани, Гуру Ринпоче и другие.
По обе стороны от Тары от пола до самого потолка изображены большие мандалы. Их состояние оставляет желать лучшего, но пока всё ещё можно различить как общую картину, так и множество деталей.



д) Следующий и последний храм монастыря именуется Gya-Pagpe-Lhakhang.
Крышу, сплетенную из относительно тонких веток, поддерживают два массивных бревна. Статуй нет. Фрески в удовлетворительном состоянии. В центре изображен Будда Шакьямуни. Справа от него изображение почти исчезло, слева - его ученик Маудгальяна. Его окружают индийские наставники. Очень тонкая работа. В особенности мне понравилась прорисовка макар. Даже не берусь описывать. :) На левой стене изображение Будды Ваджрадхары, на правой будда Амитаюс, оба в окружении будд и бодхисаттв. Через оба изображения пошли серьезные трещины в штукатурке.



Заключительная в этой серии картинка, на которой запечатлен четвертый храм со ступой перед ним, а вдали за территорией та маленькая часовня, откуда мы начали сегодня осмотр монастыря.



3. Как и сотни лет назад. В наши дни многие поселения с многовековой историей либо совершенно изменились под давлением современности, либо покинуты своими жителями и превратились в лучшем случае в памятники истории. Но Нако до сих пор, подобно своеобразной машине времени, отсылает наше воображение в глубину веков.



А это сооружение - навес над ступами. За ним на небольшом возвышении на противоположном конце площадки видны еще несколько ступ.



Вид в обратную сторону на монастырь. Сразу за навесом вход.



Сложно представить сколько этим ступам лет и по какому поводу они были сооружены.
Благо, о них ещё заботятся. За время путешествия мне не раз попадались забытые ступы превращающиеся в бесформенную груду камней.





Чуть западнее старого монастыря стоят два новых строения. Несмотря на наличие большого количества культовых сооружений в Нако, за два дня проведенных в деревне я не встретил ни одного монаха.



Один был открыт, но внутри никого и практически пусто.
Тем врменем близилось к полудню. Солнце интенсивно жгло землю, но в тени широкого навеса было очень приятно. Ветер в горах довольно свеж.



Отсюда открывается ещё один ракурс на старый монастырь. Только обойдя здесь всё по нескольку раз, в уме проявляется полная картина этого места. Когда я готовился к поездке и рассматривал спутниковые снимки, сложно было представить насколько это место может быть привлекательно для паломников.
К сожалению не могу поделиться с вами фотографиями внутреннего убранства старых храмов. Оно производит сильное впечатление. За всё путешествие было только два места, где в храмах запрещалась фотосъемка, поэтому в будущих постах я смогу компенсировать этот пробел.



За храмом где мы присели отдохнуть открывается внушительный вид на ближайший горный массив. Вскоре нам предстоит его обогнуть. За ним (чуть севернее) пролегает основная часть долины реки Спити.



Мы же отправились к отелям вдоль центральной улицы при въезде в деревню. Там можно перекусить. А затем, когда дневной жар немного спадет, пойти исследовать окрестности.



химачал-прадеш, горы, гималаи, киннор, спити, индия

Previous post Next post
Up