Почему пионеры становились героями

May 22, 2017 09:58


Ко Дню рождения Пионерской организации


Всем известно, сколь много детей самоотверженно трудились во время Великой Отечественной войны, заменяя ушедших на фронт взрослых. Сколь многие из них воевали в составе подполья, в партизанских отрядах, в действующей армии - и погибали, совсем юные, спасая родную страну!..

Почему же пионеры становились героями? Что заставляло этих детей быть такими самоотверженными и преданными Родине? Тут есть над чем задуматься.

До начала ХХ века в России никаких отдельных детских организаций не было, да и в мире они появились лишь в середине XIX века. Первыми в России появились Христианское молодёжное движение, Молодёжная организация «Потешные войска», общество «Сетлемент» и прочие не слишком массовые организации для детей из господствующих классов. Бедняки вынуждены были зарабатывать себе на пропитание, а не объединяться в какие-то движения.

Первым по-настоящему массовым стало скаутское движение, но оно, опять же, объединяло «барчуков».
1.     Скауты

История скаутского движения начинается в 1907 году с публикации книги Роберта Баден-Пауэлла «SCOUTING FOR BOYS». В Россию она попала под названием «Юный разведчик».

В России скаутинг зарождается в 1909 году. Основатель российского скаутского движения - полковник Олег Иванович Пантюхов (с 1919 г. имевший титул Старший Русский Скаут). По идеологии лидеры русского скаутизма могут быть разделены на два «крыла»: монархическое и демократическое. Идеологом демократического крыла был скульптор И.Н.Жуков, который утверждал, что скаут «не военный разведчик, а … ,,пионер культуры“,  „разведчик всего хорошего“, маленький друг всего мира….». Жуков вместе с Н.К.Крупской стояли у истоков пионерии (в частности, он предложил название «пионерская организация»).

(Кстати, Антон Семенович Макаренко  был одним из первых людей, кто начал организовывать отряды российских скаутов. В это время он работал надзирателем в интернате при Долинском железнодорожном училище).

Скаутов к 1917 году - около 50 тысяч. Дети рабочих и крестьян не любили их по идеологическим соображениям, ведь скауты были ярко выраженными представителями «барчуков». Но движение скаутов после революции распалось надвое по идеологическому принципу: часть из них были «белыми», а часть - «красными». «Красные» влились потом в пионерскую организацию.

Острая потребность в создании детской общественной организации появилась сразу после Октябрьской революции. Не могли дети, захваченные бурной революционной стихией, оставаться к ней безучастными, и требовали своего включения в революционную борьбу.

2.     Коммунистические детские движения.

А) Осенью 1918 года была создана детская организация юных коммунистов (ЮКов), но уже через год оказалась распущена.

Б) В 1921-1922 годы новые идейные и педагогические принципы детской организации разрабатывались на заседаниях Революционного Коммунистического Союза Молодёжи (РКСМ), коллегии Наркомпроса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР), научно-педагогической секции Государственного учёного совета. К работе были привлечены видные партийные деятели и педагоги, среди которых - Надежда Константиновна Крупская, Анатолий Васильевич Луначарский, Михаил Николаевич Покровский, Павел Петрович Блонский.

Из резолюции II Всероссийской конференции РКСМ - Революционного  Коммунистического Союза Молодёжи - 19 мая 1922г.: «Принимая во внимание настоятельную необходимость самоорганизации пролетарских детей, Всероссийская конференция поручает Центральному Комитету разработать вопрос о детском движении и применении в нём реорганизованной системы скаутинг. Учитывая опыт московской организации, конференция постановляет распространить этот опыт на тех же основаниях и на другие организации Революционного Коммунистического Союза Молодёжи под руководством ЦК».

В октябре 1923 года 5-й Всероссийский съезд РКСМ постановил объединить все пионерские отряды в детскую коммунистическую организацию «Юные пионеры имени Спартака».

21 января 1924 года, в день смерти Ленина, решением ЦК РКСМ организации было присвоено имя Владимира Ильича Ленина.

В марте 1926 года установлено официальное название - Всесоюзная пионерская организация им. Владимира Ильича Ленина (сохранявшееся за организацией до конца её существования).

Важнейшей задачей было вырастить человека нового типа, не скованного прежней, «буржуазной» моралью. Надежда Константиновна Крупская писала: «Взрослому человеку, выросшему в капиталистическом строе, очень трудно отказаться от старых навыков, от старых привычек, от старых отношений. А наши пионеры - ребята, у которых ещё складываются, ещё не выработаны окончательно новые отношения к общественным явлениям. Вот почему пионерское движение имеет такое совершенно исключительное значение».

* * *

К началу Великой Отечественной войны советское общество измени­лось качественно. Главным стабилизирующим фактором стала не только внешняя угроза, но и успехи в экономике, науке, образовании, которые превратили граждан СССР в единое целое с таки­ми характерными чертами как дружба, интерна­ционализм, героизм, веротерпимость, воля, муже­ство, коллективизм, общинность. Ушла в далекое прошлое разница между богатыми и бедными, различными социальными слоями. Сохранилось понимание христианских ценностей, несмотря на воинствующий атеизм. Пионер осознавал себя участником совместных действий детей и взрослых по улучшению окружающей сре­ды.

Война обострила осознание самого себя, свое­го места в жизни и в обществе, которое было сформировано за два предыдущих десятилетия: понима­ние общности ценностей, общее понимание своей истории, истории своей страны, общества, общие перспективы своего развития.

Во время войны продолжалась воспитательная работа в детской и молодёжной среде.
Пассивными формами воспитания были публикации в кни­гах, научных и публицистических статьях в газетах, короткие сообщения в листовках в партизанской пе­чати, а также воспитание через художественные образы, вызы­вающие стремление подражать героям. Были и та­кие формы, которыми действовали общественные, политические и государственные объединения - комсомол, компартия, пионерская организация и школа - собрания, беседы, встречи с военными, бойцами, людьми ратного и трудового подвига, из­вестными людьми.

Активными формами было участие в кон­кретных делах: помощи фронтовикам (тимуровское движение), уход за ранеными в госпиталях, высту­пления в составе агитбригад с концертами, восста­новление разрушенного войной, посадка деревьев, трудовая деятельность на предприятиях и в сель­ском хозяйстве, сбор денег, металлолома, маку­латуры, лекарственных растений, пузырьков для лекарств и другое. Формировало чувство патрио­тизма и негодование по фактам зверства фашистов на оккупированных территориях.

Совокупность воспитания, духовности, социо­культурных факторов, стимулирования и принуж­дения и составляло ресурс победы. Организующей силой выступала Коммунистическая партия, под руководством которой действовали и молодежные, детские объединения - комсомол и пионерская ор­ганизация.

Духовным компонентом в борьбе с фашизмом была в том числе и гордость за героическое прошлое страны: по­беда над Наполеоном, суворовские походы, героическая  оборона Севастополя в Крымской войне и другое.

Война заставила общественные объединения искать и находить новые формы, методы и новое содержание деятельности. Аркадий Гайдар обратился к пионерам и школьникам СССР по радио 21 августа 1941 с призывом помогать своим трудом в борьбе за победу. В пионерских отря­дах, школах, во дворах городов и сёлах возникли тимуровские команды. В июле - середине августа 1941 годов они начали действовать по всей стране. Только в РСФСР тимуровцев было более 2-х млн. чел.

Формы активной работы:

1.Тимуровцы;

2.Зарабатывание и сбор денег в фонд обороны, на именное вооружение;

3. Труд на производствен­ных местах (фабриках, заводах, колхозах, совхо­зах).

4. Участие в боевых дей­ствиях в партизанских отрядах и подполье.

За боевые действия больше 200 тысяч пионе­ров было награждено боевыми орденами и медаля­ми. Из них более 20 тысяч «За оборону Москвы», 15249 человек - «За оборону Ленинграда». А 6 че­ловек получило звание Героев Советского Сою­за (посмертно).

* * *

А теперь - не очень широко известная страница в истории Великой Отечественной войны:

Нацистские организации молодежи

Фашистами предполагалось, что советское го­сударство и общество, имевшее многонациональ­ный состав, противоречия в «тоталитарном» обще­стве и низкий жизненный уровень распадется на враждующие группировки. Они считали, что заво­евать такую страну можно быстро. Но народ проде­монстрировал дружбу и сплоченность всех наций, мужество, героизм, самопожертвование. А ком­партия приобрела авторитет, количество людей, вступивших в ее ряды, резко увеличилось. Свои­ми действиями приобрели авторитет и комсомол, и пионерская организация. Это ярко продемон­стрировали процессы, происходящие в молодеж­ной и детской среде на временно оккупированной территории, где могли проявить себя лишь резуль­таты ранее проведенной воспитательной работы и менталитет людей, семейное воспитание и тра­диции. В основе этого воспитания было формирование коллективизма, интернационализма, взаимопомо­щи, жертвенности, любви к родине.

Нацисты, в противовес этому, воспитывали национализм, индивидуализм, стремление под­чиняться завоевателям. В русло своей идеологии они обращали население, прежде всего молодежь, ок­купированных стран. По­пытки создания молодежных объединений с фа­шисткой идеологией были предприняты во всех оккупированных странах и территориях: во Франции, Бельгии, Польше, Латвии, Литве, Эстонии, Украи­не и других. При этом организации строились по национальному признаку, состав определяла «ти­тульная» нация.

Удивляет, на первый взгляд, тот факт, что Гер­мания, находящаяся несколько лет в состоянии войны, когда, казалось бы, все ресурсы должны быть направлены на военную победу, выделяет средства, материалы, готовит кадры для работы с молодежью оккупированных стран, шьет для этих детей форму, выпускает литературу, оплачи­вает работу инструкторов. И все для формирова­ния лояльного отношения к Германии, воспитания нового понимания патриотизма.

Но созданные немцами молодежные, детские объединения на оккупированных территориях СССР распались еще до прихода Красной армии. Народ не принял чужеродные идеи.

* * *

Говоря об участии пионеров, школьников в об­щих делах народа, сложно вычленить, был ли па­триотизм детей на фронте, на оккупированной территории, в тылу только следствием их членства в пионерской организации, или же их патриотиче­ские поступки были результатом влияния воспита­тельной системы школы, пионерской организации, семьи, всех институтов советского общества. Ско­рее всего, больше влияло последнее, но нравствен­ные формы проявления патриотизма, результат и процесс воспитания оформлялись в организацион­ные формы деятельности пионерии. В годы войны среди 20 млн детей пионерского возраста (с 10 до 16 лет) лишь каждый 3-й - 4-й был в организации. Да и внутри неё не все были активистами. Однако это нисколько не умаляет заслуг пионерской организации в воспитании настоящих героев, даже если не все они были пионерами.

Оригинал взят у bin_rada в Почему пионеры становились героями

#История, #Интересное

Previous post Next post
Up