Раз в 8 лет мы делаем ЭТО :) Ехали из Калининграда и подъехали к мосту в Талпаках.
Естественно, мы (и все остальные) обязательно проезжаем мимо этого моста по дороге в Калининград.
Вид на мост с трассы
Вид на трассу с моста :)
Трасса Калининград-Черняховск-Москва (ггг) проходит через поселок, уже в советское время через Преголю был построен большой основательный мост, а старый трехарочный немецкий мост и шлюз № 2 остались в стороне.
Кстати, Талпаки - один из немногих населённых пунктов области, сохранивших своё историческое название (почти). Был старый немецкий Taplacken, стали ТаЛПаки :)
Еще смешнее - Талпаки очень древнее поселение. Ещё до немецкой колонизации (XIII-XIV века) на месте нынешнего посёлка располагалась прусская деревня ТаЛПакен (Талпаккен, Таплавкен, Таплаки, Даблак). В переводе с прусского языка, это название означает примерно «тёплое место».
В 1336 году рядом с прусской деревней немецкими рыцарями Тевтонского ордена была основана крепость ТаПЛакен (дались им эти две буквы!). Крепость занимала стратегическое положение: здесь дорога из Кёнигсберга разделялась на две дороги, одна из которых вела в Инстербург, другая в Тильзит. Место было выгодным и с экономической точки зрения, так как здесь имелись залежи соли.
После разорения крепости литовским князем Кейстутом в 1376 году, немцы заново отстроили крепость в камне. Появился замок Таплакен. Он, кстати, сохранился до сих пор 0_0
Ну как замок? Больше похоже на сарай усадьбу и там до сих пор живут люди! Мы к нему как-то и не ходим, не интересно. Такого добра по области....
Не очень смешное - в Талпаках на международной трассе сохранился брусчатый кусочек дороги
Это очень экзотично и мимими, но ехать по такому....., особенно фурам.
Сразу за замком Таплакен имеется отворот на Велау (Знаменск). Он совсем рядом и вот там много по-настоящему интересного - католическая церковь, длинный мост, орденская кирха и шлюз № 1!
Дело в том, что с 1921 по 1926 год на Прегеле было построено пять подобных шлюзов.
Прегель в этом месте узенький
Но это вполне себе серьезная судоходная река. Развитию судоходства здесь всегда уделяли большое внимание, тем более что Инстербург (Черняховск) являлся центром складирования зерна из России!!! Увы, чертов прогресс - во второй половине XIX века пальму первенства в перевозках захватили бурно развивающиеся железные дороги.
Но! Убыточное предприятие не бросили, «после окончания Первой мировой войны правительством Восточной Пруссии был принят дорогостоящий проект, направленный на коренное улучшение судоходства. Проект предусматривал строительство судоходного канала в Инстербурге и пяти шлюзов на наиболее сложном в навигационном отношении участке Велау (Знаменск) - Швегерау (Заовражное). Эти сооружения были построены с 1921 по 1926 годы.»
Ссылка Между прочим! До войны между Кёнигсбергом и Инстербургом ежедневно курсировал грузопассажирский пароход «Инстербург» (сейчас, глядя на фото, в это трудно поверить, увы).
Шлюзы на Преголе были оборудованы в следующих местах: №1 - Велау (Знаменск), №2 - Таплакен (Талпаки), №3 - Войнотен (Шлюзное), №4 - Норкиттен (Междуречье) и №5 - Швегерау (Заовражное). Размеры шахт шлюзов стандартные: ширина - 7,5, длина 45 метров.
На обводных каналах шлюзы имели подъёмные плотины. Для управления и надзора за механизмами рядом с каждым шлюзом располагался дом смотрителя.
Если смотреть ОТ трассы Калининград-Черняховск, шлюз находится за мостом. Несмотря на грозную табличку, лазить там можно невозбранно, зависит от степени безбашенности.
Безбашенный Дмитрий Александрович в 2010 году!
Бетон и железо сохранились очень хорошо, можно везде пройти и как следует посмотреть.
Вот это фото тоже 2010 года и хорошо видно, что за шлюзом следят. Какие-то части свежепокрашены и закрыты целлофаном.
Мост тоже в нормальном для России состоянии :)
Еще один замечательный факт - в январе 45-го мост уцелел не был взорван, благодаря танкистам 89-й бригады полковника А. И. Соммера.
Соммер Андрей Иосифович - советский военачальник, участник Великой Отечественной войны, генерал-майор танковых войск (1945), Герой Советского Союза (1945). В январе 1945 года полковник А.И. Соммер обманул немецкую охрану у моста в Таплакене, заговорив с ней по-немецки, представившись генералом танковых войск Соммером, что позволило захватить мост.
Местные жители кагбе и не в курсе, что проезд по мосту запрещен :)
На велосипедах и мотоциклах там гоняют только так. И вроде как с лета 2018 года открыт проезд и для машин!
Главное - не щелкать клювом по сторонам!
Красиво! И очень тихо, несмотря на трассу рядом
А дальше за мостом - бесконечные просторы Восточной Пруссии и много-много интересного
***
Пост со ссылками на все дни отпуска