Я как-то внезапно задалась этим вопросом :) Главное, вовремя, да! Тут, как всегда, совпало несколько разных событий, не одновременно, а так, растянуто на несколько месяцев, но тем не менее. Сначала разговор и фото Т-101 (которая теперь запечатлена на граффити совсем недалеко от моего дома).
Это Самая большая аэродинамическая труба в Европе! А вообще их не мало
Аэродинамическая труба - техническое устройство, предназначенное для моделирования воздействия среды на движущиеся в ней тела. Применение труб в аэродинамике базируется на принципе обратимости движений и теории подобия физических явлений. Объектами испытаний в аэродинамических трубах являются модели натурных летательных аппаратов или их элементов (геометрически подобные, упруго подобные, термически подобные и т. д.), натурные объекты или их элементы, образцы материалов (унос материалов, каталитичность поверхности и т. д.).
В 1897 году К. Э. Циолковский построил прототип аэродинамической трубы собственной конструкции, использовав поток воздуха на выходе из центробежного вентилятора, и впервые в России применил этот агрегат для изучения эффектов, проявляющихся при обтекании твёрдых тел (самолётов, автомобилей, ракет) воздушным потоком.
Под руководством Н. Е. Жуковского при механическом кабинете Московского университета в 1902 году была сооружена аэродинамическая труба, в которой осевым вентилятором создавался воздушный поток со скоростью до 9 м/с.
Первая аэродинамическая труба разомкнутой схемы была создана Т.Стантоном в Национальной физической лаборатории в Лондоне в 1903 году., вторая - Н. Е. Жуковским в Москве в 1906 году.
Первая аэродинамическая труба со свободной струей в рабочей части была построена Гюставом Эйфелем в Париже на Марсовом поле в 1909 году.
В поселке Стаханово (будущий Жуковский) трубы начали строить тоже «в чистом поле» - одновременно с другими корпусами ЦАГИ.
Эти фото сделаны в Демонстрационном центре ЦАГИ, во время празднования
50-ой годовщины первого полета Ту-144.
https://instagram.com/p/CCNxBFHIsZx А вот это видео сделано уже этим летом. Мы всей редакцией ходили «в концерт» - в Демонстрационном центре открылась выставка «Буран - крылатая легенда», на которую тадамммм! можно было попасть «просто так». Это первый раз, когда такой «закрытый музей» пускает с улицы. Надеюсь, что еще будут такие случаи и выставки и я вас всех обязательно позову!
Модель, кажется, новая, по крайней мере в 2018 году я ее не помню.
Ну так вот, вернемся к трубам. Труб в ЦАГИ МНОГО! Точную цифру не говорят, но все есть в интернете :))))))
На сайте ЦАГИ написано - «более 60 установок, обеспечивающих моделирование условий полета», то есть это и трубы, и пилотажные стенды, и лаборатории статических и других испытаний.
Т-101 (самая большая труба), Т-128 (самая мощная труба) и Т-117 (самая скоростная труба). Предполагалось, что данное мероприятие поможет студентам в выборе направления дальнейшего обучения, профессионального пути, стимулирует интерес к науке.
С Т-101 все более-менее понятно
И снова все то же космическое одиночество маленького человека
Аэродинамическая труба Т-101 является самой большой аэродинамической трубой в Европе и второй в мире по размерам рабочей части. Сечение сопла составляет 24 x 14 м. Два вентилятора суммарной мощностью 30 МВт создают воздушный поток со скорость до 52 м/c. Эти параметры позволяют проводить испытания при натурных числах Рейнольдса не только полномасштабных моделей, но и самих реальных объектов.
Установка позволяет получать характеристики для самолетов и вертолетов или их моделей с работающими двигателями или их имитаторами. В аэродинамической трубе Т-101 были испытаны практически все отечественные самолеты и вертолеты, многие образцы аэрокосмической техники, а также объекты промышленности различного назначения.
Аэродинамическая труба Т-128 предназначена для исследования моделей летательных аппаратов на до-, транс- и сверхзвуковых скоростях. Число Маха (не спрашивайте!) потока можно изменять в диапазоне от 0.15 до 1.7.
Гиперзвуковая аэродинамическая труба Т-117 предназначена для исследования аэротермодинамических характеристик моделей объектов ракетно-космической техники и их элементов.
А есть еще наша знаменитая «пятерка» - Т-105.
Ее точно знают все, потому что мы говорим ЦАГИ - подразумеваем «пятерку»
Я ее за последний год фотографировала бесконечное количество раз. Во-первых, это красиво.....
Она вертикальная, как не трудно догадаться
И вот в связи с ней я вообще и задалась вопросом в заголовке! Потому что я недавно брала интервью у прекрасной дамы 1936 г.р., она мне рассказывала, как они были в оккупации, про старшего брата, погибшего за три месяца до Победы, как оказалась в Жуковском. И в конце невзначай - я же слышу не очень хорошо! «Протрубила» 40 лет в 5-ой трубе ЦАГИ, мы её называли «наш самовар». Там и подглохла.
И я так - эээ, да, серьезно, от этого глохнут? Ну, видимо да.
И тут же, буквально, через два дня, я читаю очередной наш срачик в городской фб-группе и там народ меряется, кто настоящий жуковчанин, а кто ниочень.
- тогда вы должны знать, что аэродинамические трубы практически не слышно из города. Я, как родившийся и живущий здесь это знаю😉
- да вы что?) я родился и жил 15 лет во дворе 5го дома, и вы мне будете говорить про трубы?) а как насчет испытаний ночных? А полеты? Да к нам люди приезжали и получали культурный шок от того что у нас настолько громко все и днем и ночью, что им кажется что война началась, а местные не замечают)
- да вы что? Я двадцать лет прожил напротив Т-128. А шум, скорее всего, был из ЛИИ при гонке двигателей, в том числе ночной😉 И мы не про полеты сейчас говорим, а про трубы
- вам виднее, но шум был еще тот, спорить глупо. Или я не прав? ) или может кто то в лии и цаги думает про экологию?)
- открою вам страшную тайну: шум был от ЛИИ, особенно когда на Ту-160 гоняли двигатели по ночам, аж стекла дребезжали. А трубы до сих пор работают, и не так сильно шумят
То есть вам понятен уровень дискуссий в Жуковском, да? :))) ну вот я видимо или совсем глухая с рождения, или до нас «не долетало» - я никогда до этого лета даже не задумывалась, шумят ли аэродинамические трубы.
А почему я показываю вам этот пост сегодня? Потому что именно 15 августа 1939 в ЦАГИ была введена в эксплуатацию аэродинамическая труба Т-101. Та самая, самая большая в Европе. Сегодня ей 81 год :) Поздравляем старушечку, ЦАГИ и нас всех.