Серым днем в начале января в самый центр Вены, на площадь Марии Терезии, нас привез автобус. Смотреть прекрасный дворец и парковый ансамбль Шёнбрунн с аудиогидом, зимой и мелкими перебежками за один час, абсолютно не хотелось. Поэтому мы предпочли выгрузиться где-то (пусть и в туристическом пятачке) в незнакомом городе, с одной картой на двоих и грандиозными планами на 2 часа, свободных от орущей перестарелой тетки-гида и группы туристов, состоящей из пенсов, школоты с родителями и женатиков. Впрочем, планы потом у нас неожиданно разошлись...
Читать этот поток сознания сложно, поэтому
Наверное, это был такой день, или такое настроение, или просто судьба в тот день решила одарить меня одной из своих самых ослепительных улыбок. Почему-то с первой же минуты я забыла о паршивой чешской дороге (подарившей нам 1,5 часа чудного антицеллюлитного массажа), скучном австрийском автобане, той самой группе, том самом гиде, холодной Праге, Москве, кажется, обо всем на свете! Вена сразу же оглушила. Хотя сложно представить, чтобы нагромождение архитектурных изысков в центре города, мелкий сырой, будто октябрьский дождик, зеленая растительность и то самое ощущение себя в незнакомом городе, который ты сам сейчас будешь открывать, могут воздействовать на слух. Но сначала мне кажется я потеряла способность воспринимать звуки. Кажется, был шум колес на Бургринг, который мы пересекли, возможно еще гул ветра, который сопровождает при быстрой ходьбе. Но больше было ощущений зрительных (попытки найти в своем небогатом туристическом опыте похожий по облику город - почему-то хотелось сравнивать с Питером - улицы, здания, разношерстные пешеходы, машины, автобусы...), сенсорных (влажный дождь и растрепанные волосы, которые приходилось заправлять в капюшон, холодные пальцы под стать по цвету розовому чехлу от цифрового фотоаппарата), а еще больше внутренних, рождаемых мыслительными процессами. Кажется, я даже не слышала, что мне говорила Ирина, скорее я понимала ее жестово, как она протягивала камеру или махала рукой в сторону, куда мы должны были двинуться.
Величественная Мария Терезия осталась позади, издалека еще сильнее стала напоминать Екатерину II. Светофор подмигивал нам, показывая, что в этом городе рады не только пешеходам, но и велосипедистам. Потом через большие ворота мы вступили на Хельденплац - площадь Героев. Наверное уже тогда у меня возникло ощущение вневременности происходящего. Это могло быть и сейчас, и двумя веками ранее, или произойти через несколько десятилетий в будущем. Одномоментно мне казалось, что я лишь повторяю череду событий, уже случавшуюся со мной, и что все это сон, видение, и такое либо произойдет когда-нибудь, либо развеется вместе с наступлением нового дня.
Итак, Хельденплац. Зеленое пространство слева, свободное, не ограждаемое геометрической правильностью зданий, и замкнутость, завершенность справа. Это своебразный фон двум всадникам в бронзе друг напротив друга. Дворец справа - Хофбург, зимняя резиденция Габсбургов. Дорога между героями уставлена конными экипажами, где-то вдалеке виднеются острые башни костела. Хельденплац - место военных парадов и исторических событий. При этом почему-то чаще всего вспоминают злодеев. В центре площади лучше не останавливаться, иначе бурное воображение сыграет злую шутку. Может показаться, что через несколько секунд вас ждет неминуемая гибель под тяжеловесными бронзовыми копытами горячих скакунов, преодолевающих время и несущих из совершенно разных эпох навстречу друг другу полководцев, прославивших каждый своей заслугой военные победы Австрийской Империи.
Хофбург огромен, и пройдя площадь, нырнув в арку, можно попасть во внутренний прямоугольный двор (называемый швейцарским, потому когда-то давно там размещались гвардейцы Марии Терезии). Арок на самом деле по всему дворцовому ансамблю много, и украшают их статуи, изображающие двенадцать подвигов Геракла. Стоит обратить внимание на часы, отображающие лунные фазы. Гулкая брусчатка под ногами, разноцветие речи, вводящее в ступор, и доносящееся цоканье копыт, стук колес экипажа позволяют осознать, что умение улавливать звуки наконец-то возвращается ко мне. Я узнаю Вену, пусть немного, пусть самый центр, но я знакомлюсь с ней. И Вена узнает меня, мой увестистый рюкзак, из которого я так и не решилась достать зонт, звонкие каблуки, покрасневшие щеки и нос, довольную улыбку и безумно-счастливые глаза.
Продолжение будет.