Некоторые фильмы ждешь как событие, с нетерпением и готовясь, как невеста на выданье. Из разряда таких откровений - фильм-шедевр Андрея Звягинцева "Левиафан". Многие именитые критики отмечают, что эта картина с каждым просмотром позволяет увидеть самих себя. Это фильм-откровение о политико-социальной сути сегодняшней России, каких в кино еще не было. Говорят, очень мощная картина.
Левиафан из заглавия - метафора государства, огромного чудовища, поглощающего как библейского Иова, так и его современного двойника Николая, живущего на побережье Баренцева моря. Взаимоотношения власти и человека - одна из центральных тем этого фильма Андрея Звягинцева.
По сюжету герой Алексея Серебрякова пытается спасти свой дом, мастерскую и земли от посягательств местной мафии во главе с алчным мэром. На помощь ему приходит армейский друг-адвокат, но и он оказывается бессилен. А главному герою, помимо насущных вопросов, предстоит решать и вечные - о вере, смысле жизни, любви и одиночестве. Действие происходит на краю земли, на фоне изумительной природной красоты, в бухту неподалеку заплывают киты... Это фильм о вечных ценностях - природа человека, его земной удел, предательство, любовь, жажда власти, прощение, месть, смерть...
Актеры - на подбор. В роли главного героя - один из наших лучших мастеров Алексей Серебряков, его молодую жену играет известная по фильмам "Елена" и "Географ глобус пропил" Елена Лядова, которую каннские киножурналы включили в список десяти надежд киноевропы, мэра - фантастически характерный Роман Мадянов. На выручку к герою приезжает его друг молодости, фактически брат, московский адвокат, которого играет Владимир Вдовиченков. "Левиафан" - авторская интерпретация истории библейского Иова, которому Господь послал испытания, отняв у него семью и богатство и наслав на него болезни, чтобы проверить его веру. И это тоже верная трактовка сюжета, поскольку фильм о человеке, которого судьба наказывает сверхстрого и несправедливо.
Да, я перечитал Притчу о Иове.
Однажды, во времена давние, жил на земле человек Иовом названный. Вот и пришло время ему, выбрать путь верный и пойти к цели намеченной и судьбою предназначенной. Пока шел он по дороге ровной и укатанной, всё вокруг было радостно и хорошо весьма: и жена была, да не одна, а с детишками, и барахла всякого полно было, и, конечно же, как водится, в случаях таких, друзья тоже были, пока без забот и трудностей пиво с мёдом пили...
Западная пресса окрестила "Левиафан" "новым русским шедевром" и пророчила ему главный приз основного конкурса - пальмовую ветвь. Но увы, не случилось, фильм засудили. Как сказал в интервью "Известиям" продюссер картины Александр Роднянский: "...понятно было, что русской картине в нынешней ситуации жюри вряд ли решится дать главный приз". Но я рад, что у нас в кинематографе еще больше засверкала фигура, подобная Сокурову, Тарковскому, и жду новые фильмы Андрея Звягинцева. Это всегда пища для ума.
З.Ы. Одно ясно, этот фильм вызовет очень много споров. Кто-то его будет ругать, но никого он не оставит равнодушным.