Всем привет. Пауза в публикациях затянулась, редакция приносит извинения мешками. Почитайте про голарионских персов-арабов, если интересно.
Келешиты
Говорят на келише, живут по большей части в Катапеше, Осирионе, Нексе, Квадире и Тальдоре, молятся Абадару, Ровагугу, Ирори, Саренрай.
Келешитские имена берут свои корни в культурах внутреннего Касмарона. Представители светского общества склонны заимствовать имена из истории Келешской империи, низшие слои и члены ряда обособленных воинских каст предпочитают имена, подчёркивающие их связь с непокорными народами коневодов из северных степей центрального Касмарона. Нередко эта связь упрочняется за счёт фамилий, произошедших от клановых и родовых имён кочевников, тогда как «потомки императоров» довольствуются одним именем. В следующем списке имена, относящиеся к северной клановой культуре, отмечены звёздочкой.
Мужские имена: Аакиф*, Аккуйя, Аразмес, Бахрам, Фай-йаад*, Ик_Тешуз, Иризати, Кхаир*, Кобад, Ормизд, Парумартиш, Кузман*, Русманийя, Варезана, Зошак.
Женские имена: Аместри, Артазостра, Барезата, Дхабба*, Иуни, Изора*, Хисмия, Кира*, Наадхира*, Сахба*, Ширин, Утана, Вааджида*, Земестра, Заришу.
Прислуживать квадирской княжне - особый вид преисподней. Мало того, что все они без исключения - испорченные, изнеженные девчонки, так ещё им всё прощается и их отцами, и их окружением. Что ещё хуже, келешитская княжна обычно знает, как управляться с клинком, заклинанием или молитвой к Саренрай.
- Аларен Калепополис, хелаксианский путешественник.
Келешиты - сложный народ. На всех, кому не посчастливилось родиться среди них, келешиты глядят с гигантского постамента своей потрясающей надменности. Ничего не попишешь: само то, что посреди бурь и страстей меняющегося мира Келешитская империя стоит незыблемой скалой, служит исчерпывающе надёжным аргументом в споре о праве келешитов чувствовать себя выше и лучше прочих. Вовсе не сладкий дым тлеющих воспоминаний о славном прошлом кружит им головы. Их сила велика, их знания обширны, их искусность заслуживает всяческих похвал. И всё же богатство нации зиждется на рабовладении, её наука находится в руках консервативных мистиков, а на политический курс нередко влияют соображения, далёкие от государственных интересов. Каждый представитель этой расы, родившейся в знойном аду пустыни, от рьяного воина до пылкой любовницы, несёт в себе частицу первородного жара.
Есть присказка, что с келешитом не соскучишься. В целом, верное обобщение: редкий келешит ценит осторожность выше отваги. Истинный сын своего народа, кроме того, подкрепит отвагу не грубой силой - хоть в ней и нет явного недостатка. Уверенность приходит с изысканностью плана, тонкостью стратегии, коварством игры с противником. Если к какой-то цели стремятся все на свете, келешиту это не нужно. Он быстро вскипает чувствами, но и остывает сразу, едва исчезает источник душевного жара. Келешит ловит каждый момент бытия, и из-за того со стороны представляется чересчур напористым, даже агрессивным. Ожоги его оскорблений и тепло его страсти могут простить и забыть только его же сородичи. Так что вам действительно придётся немало постараться, чтобы найти в этом мире более интересных людей.
Келешиты с ума сходят от роскоши. Немудрено, что крупные землячества келешитов основаны в самых шикарных городах Голариона. Абсалом, Катапеш, Осирион, Некс могут похвалиться тем, что в них есть кварталы и целые поселения келешитов. В Квадире, самой западной сатрапии Падишахской Империи Келеша, особенно в столичном Катхире, келешиты, что естественно, преобладают над остальными народами. Дальше на восток, в великих Бриллиантовых Султанатах внутреннего Касмарона, власть келешитов безраздельно простирается на сотни миль. Столь же всеохватывающими являются три главные страсти келешита - музыка, учение, кони. Скачки для многих зажиточных келешитов превратились в наследственное заболевание. Они не думая готовы отдать сундук золота за перспективного жеребца, только чтобы отправить его производителем в далёкое поместье прочь от рисков новых состязаний. Настоящими героями общин становятся наездники, выводящие скакунов на пик соревновательной формы и приносящие владельцам радость побед и по-особому звонкую призовую монету. Для скачек важен небольшой вес наездника, и потому эта работа привлекает келешитских девушек. По лёгкости и бесстрашию конкуренцию им составляют только местные гномы и хафлинги.
Чем келешиты не могут похвастаться, так это разнообразием внешних признаков. Кого ни возьми, черноволос и кареглаз. В некоторых кочевых племенах принято забивать кожу под глазами синими или чёрными татуировками, чтобы пустынное солнце не жгло глаза. У мужчин традиционно длинные бороды. Одежда может быть самой разной, по обстановке, от невесомых шелков до практичных льняных хламид. Повсеместно распространены традиционные тюрбаны, колпаки, вуали и шарфы - келешиты в массе своей по-прежнему живут под знойным солнцем среди песков. Как среди женщин, так и среди мужчин пользуются популярностью массивные и изящные украшения из драгоценных металлов: по количеству серебра и золота на оружии и одежде человека складываются первые впечатления о его состоятельности как удачливого купца, опытного воина, искусного мастера, одарённого музыканта. Келешитская одежда кроится так, чтобы в ней можно было перетерпеть дневной зной, выспаться в холоде пустынной ночи, пережить безумие песчаной бури. Кафтаны, туники и другие наряды шьются из лёгких шёлковых тканей и покрываются вышивкой. Чем богаче келешит, тем изощрённее узор на его одеянии. Рабы, за исключением домовой прислуги и личных помощников, довольствуются набедренными повязками.
Язык этих мест - келиш, звучный, тягучий язык романтической и озорной поэзии, учёных трактатов и таких слов, которым стоило бы впредь оставаться только в книгах и даже не показываться на глаза человеку. Хотите - верьте, хотите - нет, но келиш настолько стар, что десятки, если не сотни поколений доверяли его крючковатым символам секреты запретной волшбы, планы дворцовых переворотов, детали пророческих видений. Язык распространён среди джиннов, связанных тесными узами совместной творческой и научной деятельности с келешитскими школами чародейства. Довольно нелепая тальданская поговорка гласит: «Поскреби келешита - найдёшь аэроманта, пироманта, работорговца или вора». Что взять с заклятых врагов? Ведь в Тальдоре убеждены, что любой келешит опорочен гнусными контактами с джиннами или ещё менее приятными духами пустыни.
Хотя это почти правда. Заимствованием языка связь с джиннами и другими обитателями пустынь для келешитов никогда не ограничивалась. Многие келешиты убеждены, что их предки на заре цивилизации научились обработке земли и многому другому у могущественного джинна или, по менее распространённой версии, у синих драконов. Ни джинны, ни драконы ни разу во всеуслышание не отказывались от этой чести. До наших дней джинны мирно и плодотворно сотрудничают с келешитами. Люди получают доступ к тайнам магии, а джинны - сказочных размеров материальное вознаграждение. Отношения с синими драконами, обитающими на окраинах Квадиры, также поддерживаются, но ни одна сторона не находит контакт приятным: что люди, что драконы видят друг в друге угрозу стабильности существования.
За пределами келешитских общин много чего говорят о неравенстве мужчин и женщин в Бриллиантовых Султанатах. Эти толки, как правило, содержат всего лишь один непреложный факт: мужчина и женщина в традиционном келешитском обществе действительно находятся в разных условиях. Пока вокруг девочки носятся все домочадцы, потакая её капризам - ещё бы, это же продолжение рода, каким бы незнатным он до сих пор ни был, - мальчик должен заработать уважение старших, заслужить восхищение сверстников, отвоевать себе место под солнцем во всех смыслах. С древних пор келешиты считают практику наследования по мужской линии порочным приглашением всем заинтересованным мужчинам к междоусобной распре. Как доказательство они предъявляют эталон стабильности - трон Бриллиантовой Империи, наследуемый по женской линии. Этот довод, конечно, может счесть хоть сколько-нибудь весомым лишь тот, кто блаженно не ведает о бесчисленных коварных, злобных, глупых поступках, совершаемых келешитскими женщинами в заботе о благе рода и келешитскими мужчинами в брачной горячке. Так что общая картина, хоть и писана другими красками, передаёт тот же сюжет, что известен в любой точке Голариона.
Ещё не пресытившиеся восточными чудесами, келешиты при прочих равных выбирают экзотику. Для вельможи это будет верховой мамонт или клетка с морозным драконом в загородном зверинце. Для катхирского вора это будет кража у здоровяка в тяжеленных доспехах вместо работы по привычным карманам знакомых лавочников. Любопытство келешита - притча во языцех. Из-за жажды нового и неизведанного работорговцы и купцы постоянно расширяют рынки сбыта и привозят диковинные товары, а волшебники исследуют неторные пути овладения стихиями.
Несмотря на то, что мореходство связано с бесчисленными опасностями, львиная доля келешитского товарооборота приходится на морские перевозки. Келешиты - опытные моряки, и их знают в любом порту Внутреморья. Народ их боится и ненавидит: никогда не знаешь, вошёл в гавань простой купец или подлый работорговец. В принципе, разницы нет - ни один восточный купец беды в рабовладении не видит и работорговлей не брезгует, однако ни в свободолюбивом Авистане, ни в крутых землях Царей Линнормов не рискнёт распространяться об этой стороне своего предприятия. А запретить вход келешитам в порт ни один градоначальник не сможет: таких экзотичных предметов роскоши по низкой (очень условно, конечно) цене сюда никто больше не привезёт. Так что вооружённые сонными зельями, шипастыми сетями и арканами келешиты собирают дань людьми с берегов Внутреннего моря, и новые рабы появляются на катхирском Великом Рынке или на одной из боевых галер океана Обари.
И всё-таки среди келешитов - не только маги, работорговцы и воры, как думают соседи. Многие занимаются разведением верблюдов и ткачеством, есть прославленные школы писцов и зодчих. Наряду с регулярной армией сатрапий существуют отряды наёмников. Чаще прочих чести пролить кровь на чужой земле за полновесное золото удостаиваются конные лучники и лёгкая пехота. На поиски приключений обычно отправляются бойцы, жрецы Саренрай и рейнджеры, мастера верховой стрельбы.
Боевой стиль келешита не пользуется почтением среди тех, кто пытался воевать с ними в пустыне по правилам турниров. Келешит предпочитает расправиться с противником, пристрелив того издалека. При этом можно не спешиваться. И это не трусость, а всего лишь наиболее рациональное решение вопроса. Не бегать же друг за другом по колено в песке, обливаясь потом под тяжестью доспехов? Хотите - попробуйте, келешиты над вами от души посмеются. Даже их кони поржут.
Но не надо думать, что вы сможете справиться с келешитом, если подберётесь к нему на расстояние удара мечом. В ближнем бою эти пустынные воины вовсе не беспомощны. И не приведи вас боги напасть на дервиша. Воин-танцор, член элитной касты, облачённый в длинный цветастый килт, завораживает очевидцев стремительностью выверенных движений, а за мечущимся пожаром ярких красок его одежды не разглядишь крови, которую выпускают из врага клинки дервиша. Там, где живут келешиты, есть и эти воины. Во всех землях под правлением келешитских династий к дервишам относятся с почтением, освящённым традицией, и во многих сатрапиях и союзных Падишахской Империи странах дервиши стоят над законом.
Религия келешитов
Вера келешита - предмет тёмный и опасный. Большинство поклоняется богине солнца Саренрай. Из-за особенностей пустынного бытия её культ приобрёл здесь особо суровые формы. Таких пылких и преданных поклонников, как здесь, нет ни у одной богини. Стоит ли говорить, что любая клятва произносится именем Саренрай, тут же становясь для келешита вопросом чести, совести и жизни.
Чуть меньшим почтением пользуются Абадар и Ирори, и то лишь потому, что странствия и знания для келешита являются настолько органичными культурными ценностями, что некоторые не связывают их успешность с божественным вмешательством. Любовь к путешествиям и обучению прививается келешиту с детства, и каждый мальчишка мечтает поскорее раздобыть быстрого коня, чтобы привезти из далёких земель целый ворох захватывающих историй.
Наконец, келешиты молятся Ровагугу, богу гнева и разрушения. Одни проводят головокружительные церемонии, другие погружаются в пучину фатализма, нередкого среди тех, чья судьба зависит от благосклонности духов пустыни или морских демонов. Келешитская империя, конечно, стоит и блещет величием, но она уже далеко не та, какой была раньше. Особенно это заметно на западных окраинах державы. Многие земли Квадиры опустошены, города разрушены. Вековой давности нарушение порядка вещей, привычного для близлежащих стран, несомненно, породило в келешитах страх перед схожей участью и уважение к такому масштабу разрушений.