Келлиды
Язык - халлит. Обитают преимущественно в Нумерии, в Царстве Мамонтов, в Язве Мира. Боги - Десна, Горум, Миндерхал, Ровагуг, разрозненные культы поклонения чудовищам.
Имена короткие, резкие, звучат грубо и утробно. Фамилий почти нет - в мелких келлидских племенах в них нет надобности. В редких случаях, когда келлид действительно чем-то выделился и племя хочет это увековечить, он получает или выбирает прозвище, которое иногда - ещё реже - передаётся по наследству. Типичное прозвище связано со значительным достижением или памятным событием.
Мужские имена: Барек, Долок, Дорн, Ганнок, Ганеф, Гурог, Холг, Йокум, Карт, Код, Кронуг, Нонек, Рога, Такек, Зореск.
Женские имена: Анник, Белка, Дагур, Фаша, Инкит, Йалкет, Кала, Лесит, Лука, Налкет, Селка, Шелег, Варка, Валки, Йала.
Келлиды - воинственные варвары, но им не чуждо гостеприимство. Да, двое воинов пересчитали мне рёбра просто потому, что мой негасимый факел таки отказывался гаснуть в снегу. Но когда наш жрец доказал им, что мы всего лишь хилые южане, а не агенты Королевы-Ведьмы, они сжалились над нашими вымороженными тушками, накормили нас сырой медвежатиной и строго наказали своему ручному великану на нас не наступать. Да нас почти пригласили вступить в племя!
Сельдин Финч, следопыт.
Смуглые темноволосые келлиды, одетые в звериные шкуры и обвешанные амулетами и фетишами из перьев и костей, бродят по морозным горам и студёной тундре северного Авистана, от Бивней на западе до равнин Нумерии на востоке. Будучи явно потомками одного исходного племени, нынешние келлиды выглядят, молятся и ведут себя по-разному в зависимости от того, по какой территории кочуют. Что разделяют все келлиды - ярко выраженную предрасположенность к насилию и нажитую многими веками недоверие к магии.
Пожалуй, нет другого этноса на Голарионе, который бы так безжалостно формировался угрозами окружения. Суровые, холодные плоскогорья Страны Мамонтов и Нумерии вынуждают племена келлидов постоянно кочевать и не дают людям обрастать жиром роскоши. Дикие звери, ледяные тролли, коварные феи, механические монстры, орки, демоны и многие другие естественные и не очень враги приучили келлидов сражаться, если не с внешним противником, то с другим келлидским племенем. Менее стойкие люди давно бы вымерли в таких условиях, а келлиды выживают и только крепнут.
К востоку от келлидских земель находятся владения Королевы-Ведьмы Иррисена. На западе раскрылась чудовищная Язва Мира. При таком соседстве немудрено, что келлиды не доверяют магии. Даже те, кто покинул жестокую и суеверную родину в поисках лучшей доли на цивилизованном юге (а таких немало), по-прежнему невысоко ценят мистические практики. С учётом того, что только единицы келлидов отличают дарёную магию от опытной, большинству гостей келлидов опытные путешественники советуют отказаться от применения магии вообще.
Келлиды на Авистане встречаются нередко, особенно на севере Хелиакса и его прежних восточных провинций. Большинство келлидов говорят исключительно на халлите: времени изучать другие языки или письменность южных слабаков у них нет. Основной административной единицей келлидской общности всё ещё остаётся племя, и каждый келлид предан прежде всего племени. Племена оспаривают друг у друга охотничьи угодья, становища и всё прочее, что не могут или не хотят поделить. Если большинство распрей и споров разрешаются за год-другой, есть примеры многовековой вражды племён, причина которых уже давно забыта.
И тем не менее, келлиды гостеприимны, насколько позволяет обстановка. Вооружённого чужака, который бросится на них с боевыми кличами, они, естественно, прикончат без задней мысли. Но если они найдут того же воина замерзающим в тундре, бедолага будет отогрет, накормлен и оставлен на отдых. Смерть от истощения посреди бескрайней ледяной пустыни считается слишком неприглядной для кого бы то ни было, и даже заклятого врага лучше выходить и убить в честном бою.
В разных краях у келлидских племён свои суеверия и причуды. В Царстве Мамонтов келлиды по-особому почитают великанов. Молодые бойцы племени нередко отправляются в набег на окрестные холмы и в яростных сражениях истребляют целые семьи великанов. Если в логове есть маленький великаныш, его забирают в племя. Таких приёмышей многие келлидские мистики почитают чуть ли не с религиозным рвением, а сами великаны вырастают среди келлидов, свыкаются с людьми, принимают их за свою семью и становятся защитниками племени. Если в племени больше сотни человек, оно почти наверняка содержит одного великаныша. Чем племя крупнее, тем больше в нём может быть приёмных великанов.
Племена, живущие по соседству с Язвой Мира, меньше заняты междоусобными спорами - слишком серьёзный внешний враг угрожает их существованию. Из-за жизни впритык к демоническим пустошам многие келлиды могут похвалиться чудовищными шрамами и увечиями, а есть и те, облик которых мало отличается от внешности монстров, с которыми сражаются келлиды. Бывает, что злобное искажение затрагивает и души келлидов, но мистики регулярно проводят для таких страстотерпцев очистительные обряды. Говорят, варвары-келлиды убили не меньше демонов, чем священные армии Мендева, просто не особо трубят о своих успехах.
Дикари Нумерии - как правило, жестокие одиночки. Так им проще выжить в этих землях, где живые приспешники и металлические солдаты Чёрного Суверена охотятся на кочевников для развлечения, не обращая внимания на робкие протесты обессиленных его наркотиками безвольных правителей келлидов. Тут увечья и мутации настигают келлидов куда чаще, чем даже у Язвы Мира, и многие скитальцы сходят с ума.
Во всех келлидских землях главными качествами для человека считаются сила, отвага и находчивость. Келлиды Царства Мамонтов проводят ежегодное состязание в этих доблестях, награждая победителей призами из тайных сокровищниц где-то в Бивнях. Ходят слухи, что ценность и могущество многих трофеев на этих состязаниях даже для самого одарённого келлида непостижимы, и с недавних пор в спор за призы вступают хорошо осведомлённые иноземцы.
Среди келлидов сохраняются остатки древней анимистической религии, видящей духов в большинстве существ, мест и предметов ощущаемого мира. Но наиболее распространена вера в Горума, Владыки в Железе. Недавно до келлидов дошли слухи о дерзких притязаниях полуорков, мол, Горум и сам полуорк. Конечно, такую наглость прощать нельзя, и несколько конфликтов между двумя расами уже разгораются. На севере Царства Мамонтов племена поклоняются богу великанов Миндерхалу. Обитатели нумерийского пограничья и окрестностей Язвы Мира почитают Ровагуга, Жестокого Зверя, и совершают неимоверные злодеяния во имя этого бога. Также большинство племён, будучи кочевниками, поклоняются Десне, богине странников. В южных странах её представляют легконогой эльфийкой, но келлиды рисуют её статной человеческой женщиной, нередко верхом на могучем лосе. Она ведёт келлидов за стадами меняющих пастбища животных и приносит удачу на охоте. Кроме всего прочего, в каждом племени есть собственный комплекс суеверий, оберегающих своих и вредящих чужакам.
Да, им не хватает утончённости, они не всегда понимают, как работает магия или технология, но тупицами келлидов называть нельзя. Они просто живут в таких условиях, где нет возможности развивать интеллект за счёт образования, где не ценятся знания, не связанные с выживанием человека и племени. Между тем, келлиды - одни из наиболее талантливых и умелых варваров, друидов и рейнджеров на всём Авистане, и многие южане щедро платят келлидским проводникам, следопытам, пастухам.
Келлиды одеваются в простые наряды из шкур и кож - климат родных земель ограничивает выбор. Главное в одежде - прочность и надёжность. На северах в одежде больше меха, у тех, кто побогаче - несколько льняных или шёлковых рубах под шкурами. Там, где климат становится мягче, келлиды предпочитают носить одежду из тонкой, мягкой кожи.
Прагматизм не является знаковой чертой характера келлида. Это механизм выживания. Поиск и применение обходных путей при решении проблем отнимает слишком много времени - этого келлиды не могут себе позволить. Относясь с подозрением к магии и с жестокостью к её практикам, келлиды уважают друидов. Друидическую магию они любить не обязаны, но пользу от её применения видят и не оценить по достоинству не могут.
Устная традиция передачи сведений - залог появления среди келлидов значительного количества людей с крепкой, нередко - с феноменальной памятью. Запомнить текст головоломной загадки, пространной речи, зажигательной песни для такого келлида - пара пустяков. При них не стоит зачитывать вслух секретные документы, это точно. Зафиксированы случаи, когда келлид воспроизводил по памяти целые страницы податных отчётов. Дословное воспроизведение значимых диалогов с умершим - часть поминального ритуала Отправки За Край, который регулярно проводят келлидские шаманы. Такая память помогает келлидам в цивилизованных краях неплохо зарабатывать на передаче посланий.
Зоические фетиши
Келлиды, особенно те, которые зовутся Лордами Мамонтов, живут бок о бок с доисторическими зверями. Мамонт - это помощник в многих трудах келлидов и, как повелось, источник мяса и шкур. При этом никто не припомнит, чтобы келлиды предпринимали хоть какие-то попытки приручения этих исполинов. Интересующимся чужакам келлиды объясняют такую непринуждённость в отношениях с мамонтами своей богоизбранностью, но не показывают особые талисманы, создаваемые друидами.
С первого взгляда на такой зоический фетиш и не подумаешь, как может помочь в чём-либо это нелепое переплетение травы и волос, в котором запутались камни странной формы. Однако шаман точно знает, на какое животное похож этот талисман. Владелец зоического фетиша может подчинить им животное так же, как при помощи заклинания dominate animal, и зверь будет покорен так долго, как того захочет человек.
Келлиды применяют зоические фетиши для защиты от хищников и для управления вьючными животными. Фетиш влияет только на млекопитающих, так что келлидам приходится полагаться на собственные силы при встрече с птицами смерти в Бивнях или с мегарапторами, выбирающимися за внешнюю стену Толгута на восточные пределы Царства Мамонтов.