Мванги

Jan 29, 2013 17:29

Мванги


Язык - мванги (полиглот). Регионы массового проживания: бекйары - Кровавая Бухта, Мыс Отчаяния, Саргава, Оковы, Сырые Земли; бонуваты - Кровавая Бухта, Берег Мванги, Рахадум, Саргава, Оковы, Сырые Земли; маукси - Рахадум, Тувия; зенджи - Мвангийское Раздолье, нагорье Банду, Визжащие джунгли, Кровавая Бухта, Саргава. Боги и культы: бекйары - демоны-лорды, бонуваты - Шимийе-Магалла, маукси - Абадар, зенджи - тотемизм.

Имена самые разнообразные. Нередко мванги заимствуют имена у соседних цивилизаций. Так, у маукси в ходу тувианская традиция наречения с едва заметными отличиями. Бонуваты, связанные крепкими торговыми узами со множеством народов, могут выбирать наиболее звучные и красивые иностранные имена, сохраняя верность мвангийской культуре в фамилиях. Зенджи и бекйары твёрдо придерживаются традиций. У зенджей рубленые, короткие имена с твердыми согласными и большим количеством звуков, которые крайне сложно передать на письме (так, ! воспроизводит в записях щелчок языком о заднюю часть верхнего нёба или гортанный хрип, а ' - разрыв в произнесении). У бекйаров есть собственные формы, нередко использующие свистящие звуки.

Мужские имена: бекйары - Хариско, Камишах, Секор, Сууктиди, Йекскья; бонуваты - Баобо, Банибани, Митабу, Патеба, Теруава; зенджи - Ба'утан, Хад!зонг, Ку'унда, Тер!уту, !Тун'ада.
Женские имена: бекйары - Бабашк, Камаши, Шивках, Синкитах, Соки; бонуваты - Бутана, Карибати, Марисама, Шимшем, Симбала; зенджи - Ха!ба'ла, К'нтиси, Ме'меса, Шикаба, !Заба.

Нельзя называть любого обитателя Мвангийского раздолья именем «мванги». Примитивные племена зенджей в глубине непролазных джунглей не считают себя родичами бонуватов - лодочников западного побережья, а образованные тувийские маукси никогда не сойдутся во взглядах с бекйарскими работорговцами Мыса Отчаяния. Но надменным авистанским «этнографам» плевать на эти различия: для них все эти народы - мванги.

Мванги - ряд народов с общими корнями, но разными судьбами, - заселяют огромные территории Гарунда от Тувии на севере до крайнего юга материка. Голарион ничего не знал о мванги всего каких-то пару веков назад. Колонизаторы и торговцы не делают разницы между племенами мванги, а редкие учёные в этих местах ещё не набрали достаточного материала для каких-то выводов. Говорят, Следопыты обнаружили некоторые свидетельства того, что на землях мванги существовала древняя высокоразвитая культура, но изучение этих свидетельств займёт не одно десятилетие.

Cейчас центральный Гарунд находится во власти множества племён мванги, связи между которыми для пришлых непонятны в принципе. Мванги делятся на четыре крупные группы - бекйары, бонуваты, зенджи и маукси. Кровные узы между этими группами несомненны, однако их традиции и культуры разнятся так сильно, что каждая заслуживает звания отдельной, обособленной народности. То, что «старшие» цивилизации рассматривают эту четвёрку как единый народ, связано как с недостаточной квалификацией северных этнографов, так и с тем, что все четыре группы говорят на одном языке (мванги, иначе - полиглот), образованном из сотен языков и диалектов.

Самым многочисленным народом мванги признают зенджей, живущих в джунглях и саваннах центрального Мвангийского раздолья. Зенджи селятся небольшими рыболовецкими и охотничьими деревушками по берегам рек либо кочуют по саванне вслед за стадами скота. Между племенами существуют прочные торговые и/или родственные связи, что неминуемо ведёт к возникновению племенных союзов. Традиция только делает эти отношения прочнее, требуя, чтобы вождь одного племени искал жену «на стороне». Поджарые, мускулистые, с кучерявыми черными волосами зенджи немного уступают в росте среднему выходцу с Авистана. Одеваются зенджи в звериные шкуры и простейшие наряды из волокон растений.

Зенджи джунглей придерживаются патриархальных заветов в быту: совет старейшин деревни руководит рыбаками, охотниками-воинами и ремесленниками, женщины растят детей, хранят очаги и собирают в джунглях съедобные растения и сырьё для ремесла. Старейшинам помогает духовный наставник племени - шаман деревенского тотема или знахарь-ведун, умеющий умилостивить духов загробного мира и справиться с выбирающимися оттуда мертвяками. Очень немногие деревни могут похвастаться наличием и шамана, и ведуна (или пожаловаться на переизбыток духовности). Бывают случаи, когда харизматичный вождь объединяет под своим руководством несколько деревень: тогда в союзе оказывается несколько духовных лидеров, что неизменно приводит к ожесточённой конкуренции и нередко заканчивается кровопролитием.
Саванные кочевые зенджи отличаются от лесных сородичей тем, что верховная власть в племени принадлежит матриарху, которая ведает распределением ресурсов, женщины следят за порядком, ухаживают за стариками и воспитывают детей, а мужчины поочерёдно охотятся и пасут стада. В этих племенах почти всегда есть шаман - женщина, как правило, правая рука матриарха. Куда реже пастухи прибегают к помощи ведунов - для их мрачных ритуалов больше подходит тьма под пологом джунглей. Лесные и саванные зенджи не враждуют, но и союзов не заключают - слишком странным кажется им непривычный уклад жизни.

Бонуваты - мореходы-лодочники, населяющие Берег Мванги. Именно с ними чаще прочих мванги контактируют другие народы: лодки бонуватов регулярно заходят в Кровавую Бухту, порты Оков и Сырых Земель. Смуглые бонуваты среднего человеческого роста, с прямыми волосами, такими же чёрными, как у зенджей. Они щедро улыбаются широкими ртами, предпочитают носить цветастые и экзотические наряды, в особенности - жилеты и шаровары, распространённые среди моряков Внутреморья. Бонуваты - великолепные рыбаки, толковые матросы, неплохие купцы, торговавшие по всему западному побережью Гарунда ещё до прихода северян в эти земли. Есть гипотеза, что в далёком прошлом кровью и знаниями с бонуватами поделился некий народ, искушённый в мореходстве, но доказать эту теорию пока не удаётся.

Наиболее самобытной и отдалившейся от общих истоков группой мванги признают народность маукси. Прямые чёрные волосы, высокий рост, патрицианское телосложение, чёрно-серый, иногда пепельный цвет кожи, сдержанное поведение, молчаливость - характерные признаки большинства маукси. Давным-давно они расселились на границах Тувии и со временем переняли манеры жителей этой страны. Тувия уже несколько веков кряду переживает упадок, и потому многим целеустремлённым маукси удалось войти в правящую касту этого государства. Маукси отрицают родство с другими племенами мванги и говорят на озирианском языке, используя мванги только в приватных беседах. Для молодых маукси почти неминуемым этапом развития становится нарочитое возвращение к племенным традициям, когда они эпатируют родителей и общество набедренными повязками зенджей и прилюдным общением на полиглоте.

Меньше всего известно о бекйарах. Их владения простираются от Мыса Отчаяния на юге Гарунда вдоль побережья до Саргавы. Бекйары очень высоки - многие подпирают 7 футов, цвет кожи варьируется от тёмно-коричневого до угольно-чёрного. Длинные кудрявые волосы многие бекйары специально выпрямляют и укладывают в причёски, прикрывающие их шеи и плечи наподобие капюшона. Основное занятие народа - охота на рабов и работорговля, причём их жертвой может стать любой, а не только мванги.

Если мванги живут среди других людей, как маукси в Тувии, они перенимают местные верования. Бонуваты поклоняются Гозреху и Десне в уникальной двуединой инкарнации, которую зовут Шимйе-Магаллой. Варвары-бекйары попали в тенета демонических сущностей - лордов Ангазхана, Дагона, Зуры и многих других. Наконец, мванги, не испытывающие влияния других цивилизаций - а это преимущественно зенджи, - по-прежнему почитают свои племенные тотемы.


Происхождение мванги

Современные мванги - наследники древней цивилизации, процветавшей в центральной части Гарунда бессчётные поколения назад, о которой мало что известно, а то, что известно - не очень понятно. Следы этой цивилизации - обширные руины прекрасных храмов и могучих крепостей - можно отыскать под густым покровом лиан и прочей растительности в джунглях Раздолья или среди снегов на вершинах Дроблёного Кряжа. Даже сами мванги не скажут, что привело к опустошению этих поселений, но своими неизвестными предками они гордятся неимоверно.

Встречи современных мванги со своей историей случаются нечасто: законы и предания почти всех племён предостерегают от вторжения на руины. Лишь немногие безумцы и ведуны добровольно приходят на развалины храмов и городов в надежде на обретение мудрости или силы. Говорят, что маукси перешли Барьерный Вал, убегая от соседства с руинами своих предков. Бекйары не стесняются признаваться, что боятся развалин - в безлунные ночи из них на беспечных путников нападают «тёмные крылья». Старейший из заброшенных городов - Мзали, к югу от Визжащих Джунглей. В нём Вакена, мумифицированный мальчишка-принц правит культом, стремящимся к реставрации утраченной власти над окрестностями.
Previous post Next post
Up