Околообразовательные размышления

Oct 26, 2006 15:46

Размышления, не получить ли второе высшее образование, натолкнули меня на одну, вероятно, не слишком оригинальную мысль.

Предыстория.
Прикидывая, чего мне хотелось этакого, я сперва подумал об астрономии. Честно говоря, страсть как люблю все связанное с космосом. И поскольку отправиться туда я смогу разве что в виде капсулы с прахом (слышал я, уже предлагают такую услугу), то, думаю, может, хоть попялюсь на звезды через телескоп, образно говоря. А потом как-то сник. Каков практический смысл? Потратить четыре года, даже если вообще бывает «второе астрономическое», на то, что не даст мне практически ничего, кроме удовлетворения, что я теперь разбираюсь в звездах? Так можно и просто научно-популярную литературу почитать.

И вот сама мысль.
Получается, что второе образование - это по большей части сугубо практичный шаг, обусловленный желанием сменить сферу деятельности, если предыдущая чем-то не устраивает. И выбор направления этого образования никакого элемента случайности в себе не несет. Все просто: нужно стать юристом - пошел в юридическую академию. Я, разумеется, не делаю никакого открытия, но тогда возникаю два вопроса: насколько велик элемент случайности в выборе первого высшего образования и какой процент людей идет по той стезе, которую изначально выбрали?
И могу сказать на основании собственного опыта, что выбор первого образования очень часто - явно больше 50 процентов - случаен. И после получения диплома очень часто выпускники - тоже, думаю, около половины - работают совершенно по другому профилю. Приведу простой пример: из 80 человек курса на филологическом факультете МПГУ едва ли 20 пошли преподавать в школу. Остальные разлетелись кто куда, я вообще в журналистике оказался. А уж как попал в этот МПГУ - вообще молчу. Причем, наверное, многие из тех 60, кто разлетелся, мечтали в юности быть педагогами. А потом раздумали.
И выходит, что первое высшее образование не имеет иного смысла, кроме как быть пропуском в пространство, где возможности для самореализации много шире, чем после школы. И там, потыкавшись туда-сюда, получив некий трудовой опыт, выяснив, чем действительно хочешь заниматься, получаешь второе высшее. А первое превращается в такую же базу, как и школа.

И вывод мой: в сущности, практически неважно, какое именно первое образование ты получил, можно выбирать лишь между двумя глобальными направлениями: гуманитарным и естественно-научным (куда входят и прикладные науки). И дальше - искать себя. Потому что в 18 лет осознанности в выборе профессии весьма мало.
Previous post Next post
Up