Привет!
Сегодня - рассказ про амстердамский аэропорт Schiphol. Чтобы правильно произнести название этого аэропорта по-голландски, в первом слоге нужно элегантно хрюкнуть. К сожалению, не могу сравнить Схипхол ни с одним из азиатских, регулярно занимающих первые места в рейтингах лучших аэропортов мира, но среди портов, посещенных мною, этот - без сомнения, лучший. По комфорту, по удобству для пассажира, по настроению... Нравится, в общем...
01
Схипхол - домашний аэропорт для KLM. Эта компания очень гордится своей историей, тем, что летает с 1919 года, являясь старейшей в мире. Схипхол - пятый крупнейший аэропорт в Европе по пассажиропотоку, после лондонского Хитроу, парижского Шарль-де-Голля, Франкфурта-на-Майне и Мадрида. В то же время он удивительно компактно расположен, в нем нет ни автобусов из одного терминала в другой, так раздражающих, к примеру, в Вашингтоне (если кого не раздражают - поправьте меня), ни беспилотных поездов, как во Франкфурте, ни подземного метро, как в Сиэтле-Такоме.
Добро пожаловать в Схипхол, дамы и господа. Местное время - 9 часов утра, дождик закончился, температура воздуха - около плюс десяти... Хорошего дня! :) Мы швартуемся у гейта D24, где уже готовится телетрап, чтобы "присосаться" к нашему борту. "Экипаж, двери в положение "ручное!"
02
Уют, обилие магазинов, кафе-баров, простая и удобная навигация наполняют ваше пребывание в Схипхоле приятными впечатлениями. Здесь любят регистрировать свадьбы, здесь есть помещения для молитв разнообразным богам от многих конфессий, есть аэропортовский филиал амстердамского Рийкс-музея, есть даже места для курения! :) Но есть в нем и еще кое-что...
03
Споттеры меня поймут! Здесь - рай для них: на крыше терминала оборудована Panorama Terrace, откуда, собственно, и сделаны снимки этого поста.
Здесь, на фото ниже, мирно соседствуют А300 из Ирана и А330 из США: двух, пожалуй, самых "добродушно настроенных" друг к другу стран... Интересно, как машинки в мультике "Тачки", самолеты тоже ведь могут быть похожими на людей?.. Вот они стоят рядышком, в ожидании своих пассажиров, и наверное, болтают о жизни? :) А через час улетят каждый в свой хаб, чтобы когда-то снова встретиться - либо здесь, либо где-нибудь еще?..
04
Продолжая тему "Тачек" - есть здесь и свои неутомимые труженики, как "Метр", буксирующие тяжелые лайнеры от терминала к рулежной дорожке:
05
А действительно, самолеты - как люди! Вот рулит, исполненный важности, солидный, в возрасте уже, с сединой на висках и милым цветочком на хвосте - Боинг 747-400 China Airlines:
06
747й "Джамбо" - вообще мой любимец, обожаю его!!! :) Полюбуйтесь на 747 Cargo в расцветке Cathay Pacific на взлете:
07
Вот на ВПП застыл на исполнительном 747-400 в костюме от KLM... Прожектор на передней стойке шасси уже включен... В это время в салоне симпатичные стюардессы заканчивают рассказ о мерах безопасности на борту, о расположении выходов, о кислородных масках, сопровождая это отточенной жестикуляцией; еще мгновение - и четыре двигателя GE взревут на максимальных оборотах, приятная тяжесть вдавит 400 человек в спинки кресел... Еще спустя несколько минут они пронзят тяжелые низкие облака и увидят яркое солнце... Кто-то обрадуется, достанет фотоаппарат и примется снимать облака под собой сквозь двойное стекло иллюминатора, а кто-то опустит сплошную пластиковую шторку и начнет укладывать голову на непослушную подушку. Enjoy your flight! ;)
08
А вот еще один из моих любимых самолетов - MD11. Когда-то очень популярный, с неповторимой трех-моторной конструкцией, ныне не так часто встречающийся на пассажирских рейсах. Он прекрасно смотрится с любого ракурса. Вот он рулит на взлет, проверяя закрылки:
09
А вот его идеальный сигаро-образный профиль, сужающийся по краям. Естественно, я имею в виду хорошую сигару, скрученную вручную! :)
10
Крупным планом - третий двигатель в хвосте, над фюзеляжем: мощь! :)
11
У MD11 потрясающе гигантская площадь остекления кабины пилотов: посмотрите, какого размера здесь "окошки"!
12
А330 в ливрее американской Delta. Эта авиакомпания в последнее время часто меняет расцветку, становясь все краше и краше. Каждый раз кажется - ну куда уж лучше? Ан нет - они снова поменяли логотип! :)
13
Ни с кем невозможно спутать Japan Airlines с красным восходящим солнцем на хвосте! Пример - их Боинг 777-200:
14
От гигантов перейдем к малышам: здесь разделение между Airbus и Boeing примерно 50 на 50: всевозможные разновидности 737-го американца и европейским семейством 319-320-321. На снимке ниже - 320-й француз:
15
А319 - чуть короче: вот он в английских цветах (а на заднем плане - малыш 737-500 латвийской Air Baltic):
16
17
А321 - самый длинный из этого семейства Airbus. Этот - прилетел из Ирландии, в традиционных зеленых цветах Air Lingus:
18
Боинги 737 в последнее время стали интенсивно удлиняться, успешно заменяя собой устаревшие 757-е. Взгляните, к примеру, на этот 737-800 ниже:
19
Их теперь стало еще легче отличать от аэробусов по винглетам на кончиках крыльев: в отличие от Боингов, на Аэробусах они выполнены в форме наконечника стрелы, а здесь - словно вытянутые кверху "хвостики". Очень эффектно выглядят. На фото - можно сравнить: 737-800 Transavia - с винглетами, а 737-400 от Чешских авиалиний - без них:
20
Все мы, будучи пассажирами, каждый раз проводим какое-то время в аэропортах в ожидании посадки в самолет. Изучаем ассортимент DutyFree, перекусываем в ближайшем кафе, либо работаем в бизнес-зале... А кто-то приник к стеклянной стене терминала, наблюдая за суетой по ту сторону. Я приглашаю вас сейчас взглянуть на то, что, собственно, происходит с самолетом между прилетом и отлетом. На то, как это делается в аэропорту Схипхол... Не против? :)
Возьмем, к примеру, среднестатистический рейс British Airways BA438 из Хитроу в Схипхол. Приземлившись на полосе 18R в 15.52, Embraer 170 рулит к своему гейту D4:
21
В это время здесь готовится телетрап: оператор джойстиком регулирует его высоту, длину и угол, в зависимости от типа принимаемого борта. Он плотно "присасывается" к фюзеляжу у передней двери. Дверь открыта, прилетевшие пассажиры выходят, начинается выгрузка багажа (с другой стороны, где размещена багажная дверь):
22
Техник, на снимке ниже, присоединяет к борту "береговое питание":
23
Когда пассажиры вышли и самолет опустел, к задней двери прикатывают служебный трап для уборщиков:
24
Задняя дверь открыта, и экипаж, после лондонского дождя и тумана, радуется амстердамскому весеннему солнышку. "О, смотри, нас снимают!" :)
25
Прибыли уборщики, они поднимаются на борт. С момента, когда самолет остановился у гейта, прошло 15 минут:
26
Самолет заправляется, осматривается снаружи, проверяются двигатели и прочие жизненно важные органы Эмбраера 170:
27
За 8 минут уборка салона завершена, "клининг-тим" покидает борт:
28
Борт готов к приему "паксов"...
29
Прошло 30 минут с момента швартовки рейса ВА438 у гейта D4. Самолет готов к новому рейсу - ВА439, обратно в Лондон! В это время в терминале Схипхола мягким вкрадчивым голосом звучит:"Ladies and Gentlemen, flying British Airways to London-Heathrow, flight 439, we begin boarding at gate D4." У стойки начинается суета, первыми идет бизнес-класс, шествуют обладатели разнообразных "золотых", "платиновых" и прочих "статусов", далее - простые смертные... Грузится багаж....
У командира есть немного времени - можно яблочко сжевать :)
30
Пока последние опаздывающие занимают свои места, наземный персонал готовится к буксировке самолета от терминала: к шасси Эмбраера цепляется "водило":
31
... и присоединяется к похожему на броневичок тягачу:
32
На часах - 16.24: "Boarding completed!" - звучит в салоне. Телетрап отъезжает от самолета:
33
Питание отсоединено. Тягач начинает буксировку от здания терминала:
34
Все время, пока тягач буксировал самолет, рядом с ним следовал служащий со шнуром, присоединенным к борту, для связи с экипажем:
35
На рулежной дорожке тягач отпустил Эмбраер-170 и пожелал железной птице счастливого полета! "Давай, дружище! Дальше сам!" :)
36
"Cabin crew, take your seats, please!" Стюардессы, пройдя по салону и проверив, застегнуты ли у всех ремни, заняли свои откидные стульчики. Командир, включив проблесковые маячки, выруливает на взлетную полосу:
37
Рейс ВА439 через мгновение взлетит - точно по расписанию, в 16.30, и возьмет курс на лондонский аэропорт Heathrow.
А Схипхол вернется к своим повседневным заботам: будет встречать и провожать миллионы новых пассажиров, будет радовать влюбленных в авиацию людей возможностью поближе рассмотреть, полюбоваться взлетами-посадками, и как знать, может когда-нибудь этот амстердамский малыш тоже станет либо споттером, либо пилотом, а может, и владельцем авиакомпании? Но в том, что он будет любить авиацию - у меня никаких сомнений:
38
Потому что в Схипхоле для этого созданы все условия.
39
До новых встреч! :)