![](https://farm5.staticflickr.com/4801/40652932481_f40894dd77_b.jpg)
Привет!
Сегодня - рассказ про амстердамский аэропорт Schiphol. Чтобы правильно произнести название этого аэропорта по-голландски, в первом слоге нужно элегантно хрюкнуть. К сожалению, не могу сравнить Схипхол ни с одним из азиатских, регулярно занимающих первые места в рейтингах лучших аэропортов мира, но среди портов, посещенных мною, этот - без сомнения, лучший. По комфорту, по удобству для пассажира, по настроению... Нравится, в общем...
01
![](https://farm5.staticflickr.com/4714/39757547055_6905a4d97a_b.jpg)
Схипхол - домашний аэропорт для KLM. Эта компания очень гордится своей историей, тем, что летает с 1919 года, являясь старейшей в мире. Схипхол - пятый крупнейший аэропорт в Европе по пассажиропотоку, после лондонского Хитроу, парижского Шарль-де-Голля, Франкфурта-на-Майне и Мадрида. В то же время он удивительно компактно расположен, в нем нет ни автобусов из одного терминала в другой, так раздражающих, к примеру, в Вашингтоне (если кого не раздражают - поправьте меня), ни беспилотных поездов, как во Франкфурте, ни подземного метро, как в Сиэтле-Такоме.
Добро пожаловать в Схипхол, дамы и господа. Местное время - 9 часов утра, дождик закончился, температура воздуха - около плюс десяти... Хорошего дня! :) Мы швартуемся у гейта D24, где уже готовится телетрап, чтобы "присосаться" к нашему борту. "Экипаж, двери в положение "ручное!"
02
![](https://farm5.staticflickr.com/4608/26781937838_8df1f872b4_c.jpg)
Уют, обилие магазинов, кафе-баров, простая и удобная навигация наполняют ваше пребывание в Схипхоле приятными впечатлениями. Здесь любят регистрировать свадьбы, здесь есть помещения для молитв разнообразным богам от многих конфессий, есть аэропортовский филиал амстердамского Рийкс-музея, есть даже места для курения! :) Но есть в нем и еще кое-что...
03
![](https://farm5.staticflickr.com/4602/39757516555_cc5454dc9e_b.jpg)
Споттеры меня поймут! Здесь - рай для них: на крыше терминала оборудована Panorama Terrace, откуда, собственно, и сделаны снимки этого поста.
Здесь, на фото ниже, мирно соседствуют А300 из Ирана и А330 из США: двух, пожалуй, самых "добродушно настроенных" друг к другу стран... Интересно, как машинки в мультике "Тачки", самолеты тоже ведь могут быть похожими на людей?.. Вот они стоят рядышком, в ожидании своих пассажиров, и наверное, болтают о жизни? :) А через час улетят каждый в свой хаб, чтобы когда-то снова встретиться - либо здесь, либо где-нибудь еще?..
04
![](https://farm5.staticflickr.com/4714/25782626367_4f73d6b98c_b.jpg)
Продолжая тему "Тачек" - есть здесь и свои неутомимые труженики, как "Метр", буксирующие тяжелые лайнеры от терминала к рулежной дорожке:
05
![](https://farm5.staticflickr.com/4710/40611225902_d3a0bfa73e_b.jpg)
А действительно, самолеты - как люди! Вот рулит, исполненный важности, солидный, в возрасте уже, с сединой на висках и милым цветочком на хвосте - Боинг 747-400 China Airlines:
06
![](https://farm5.staticflickr.com/4797/39757498405_e9cfce5c8a_b.jpg)
747й "Джамбо" - вообще мой любимец, обожаю его!!! :) Полюбуйтесь на 747 Cargo в расцветке Cathay Pacific на взлете:
07
![](https://farm5.staticflickr.com/4775/39757527785_b019410a69_b.jpg)
Вот на ВПП застыл на исполнительном 747-400 в костюме от KLM... Прожектор на передней стойке шасси уже включен... В это время в салоне симпатичные стюардессы заканчивают рассказ о мерах безопасности на борту, о расположении выходов, о кислородных масках, сопровождая это отточенной жестикуляцией; еще мгновение - и четыре двигателя GE взревут на максимальных оборотах, приятная тяжесть вдавит 400 человек в спинки кресел... Еще спустя несколько минут они пронзят тяжелые низкие облака и увидят яркое солнце... Кто-то обрадуется, достанет фотоаппарат и примется снимать облака под собой сквозь двойное стекло иллюминатора, а кто-то опустит сплошную пластиковую шторку и начнет укладывать голову на непослушную подушку. Enjoy your flight! ;)
08
![](https://farm5.staticflickr.com/4661/40652885511_39ec690063_b.jpg)
А вот еще один из моих любимых самолетов - MD11. Когда-то очень популярный, с неповторимой трех-моторной конструкцией, ныне не так часто встречающийся на пассажирских рейсах. Он прекрасно смотрится с любого ракурса. Вот он рулит на взлет, проверяя закрылки:
09
![](https://farm5.staticflickr.com/4662/39757540765_c79c0b285c_b.jpg)
А вот его идеальный сигаро-образный профиль, сужающийся по краям. Естественно, я имею в виду хорошую сигару, скрученную вручную! :)
10
![](https://farm5.staticflickr.com/4714/39757538065_1a6594cef0_b.jpg)
Крупным планом - третий двигатель в хвосте, над фюзеляжем: мощь! :)
11
![](https://farm5.staticflickr.com/4668/39943420864_2f67d0e130_c.jpg)
У MD11 потрясающе гигантская площадь остекления кабины пилотов: посмотрите, какого размера здесь "окошки"!
12
![](https://farm5.staticflickr.com/4796/39943409354_ba838172ed_b.jpg)
А330 в ливрее американской Delta. Эта авиакомпания в последнее время часто меняет расцветку, становясь все краше и краше. Каждый раз кажется - ну куда уж лучше? Ан нет - они снова поменяли логотип! :)
13
![](https://farm5.staticflickr.com/4745/25782625087_600e4e61b2_b.jpg)
Ни с кем невозможно спутать Japan Airlines с красным восходящим солнцем на хвосте! Пример - их Боинг 777-200:
14
![](https://farm5.staticflickr.com/4703/39943401454_abb96e7a49_b.jpg)
От гигантов перейдем к малышам: здесь разделение между Airbus и Boeing примерно 50 на 50: всевозможные разновидности 737-го американца и европейским семейством 319-320-321. На снимке ниже - 320-й француз:
15
![](https://farm5.staticflickr.com/4760/38842850600_0ff1c042e9_b.jpg)
А319 - чуть короче: вот он в английских цветах (а на заднем плане - малыш 737-500 латвийской Air Baltic):
16
![](https://farm5.staticflickr.com/4620/39757494965_5b92258056_b.jpg)
17
![](https://farm5.staticflickr.com/4701/40652909331_d4b4185bbd_b.jpg)
А321 - самый длинный из этого семейства Airbus. Этот - прилетел из Ирландии, в традиционных зеленых цветах Air Lingus:
18
![](https://farm5.staticflickr.com/4668/25782580527_8cc88ba854_b.jpg)
Боинги 737 в последнее время стали интенсивно удлиняться, успешно заменяя собой устаревшие 757-е. Взгляните, к примеру, на этот 737-800 ниже:
19
![](https://farm5.staticflickr.com/4780/39943466924_483f46afa2_b.jpg)
Их теперь стало еще легче отличать от аэробусов по винглетам на кончиках крыльев: в отличие от Боингов, на Аэробусах они выполнены в форме наконечника стрелы, а здесь - словно вытянутые кверху "хвостики". Очень эффектно выглядят. На фото - можно сравнить: 737-800 Transavia - с винглетами, а 737-400 от Чешских авиалиний - без них:
20
![](https://farm5.staticflickr.com/4740/40652861061_e13b54b992_b.jpg)
Все мы, будучи пассажирами, каждый раз проводим какое-то время в аэропортах в ожидании посадки в самолет. Изучаем ассортимент DutyFree, перекусываем в ближайшем кафе, либо работаем в бизнес-зале... А кто-то приник к стеклянной стене терминала, наблюдая за суетой по ту сторону. Я приглашаю вас сейчас взглянуть на то, что, собственно, происходит с самолетом между прилетом и отлетом. На то, как это делается в аэропорту Схипхол... Не против? :)
Возьмем, к примеру, среднестатистический рейс British Airways BA438 из Хитроу в Схипхол. Приземлившись на полосе 18R в 15.52, Embraer 170 рулит к своему гейту D4:
21
![](https://farm5.staticflickr.com/4789/40652901681_f4a928ffe4_b.jpg)
В это время здесь готовится телетрап: оператор джойстиком регулирует его высоту, длину и угол, в зависимости от типа принимаемого борта. Он плотно "присасывается" к фюзеляжу у передней двери. Дверь открыта, прилетевшие пассажиры выходят, начинается выгрузка багажа (с другой стороны, где размещена багажная дверь):
22
![](https://farm5.staticflickr.com/4758/40652865371_755ebb34f4_b.jpg)
Техник, на снимке ниже, присоединяет к борту "береговое питание":
23
![](https://farm5.staticflickr.com/4753/40652900251_b126d3e8e6_b.jpg)
Когда пассажиры вышли и самолет опустел, к задней двери прикатывают служебный трап для уборщиков:
24
![](https://farm5.staticflickr.com/4609/40611258192_da90e168b4_c.jpg)
Задняя дверь открыта, и экипаж, после лондонского дождя и тумана, радуется амстердамскому весеннему солнышку. "О, смотри, нас снимают!" :)
25
![](https://farm5.staticflickr.com/4788/40611253962_e2d7e78640_c.jpg)
Прибыли уборщики, они поднимаются на борт. С момента, когда самолет остановился у гейта, прошло 15 минут:
26
![](https://farm5.staticflickr.com/4622/39943465774_ba4e78c040_c.jpg)
Самолет заправляется, осматривается снаружи, проверяются двигатели и прочие жизненно важные органы Эмбраера 170:
27
![](https://farm5.staticflickr.com/4745/25782590637_f02d5d2bd2_c.jpg)
За 8 минут уборка салона завершена, "клининг-тим" покидает борт:
28
![](https://farm5.staticflickr.com/4708/40652867241_48fb8510da_c.jpg)
Борт готов к приему "паксов"...
29
![](https://farm5.staticflickr.com/4800/40652896871_8a57914009_b.jpg)
Прошло 30 минут с момента швартовки рейса ВА438 у гейта D4. Самолет готов к новому рейсу - ВА439, обратно в Лондон! В это время в терминале Схипхола мягким вкрадчивым голосом звучит:"Ladies and Gentlemen, flying British Airways to London-Heathrow, flight 439, we begin boarding at gate D4." У стойки начинается суета, первыми идет бизнес-класс, шествуют обладатели разнообразных "золотых", "платиновых" и прочих "статусов", далее - простые смертные... Грузится багаж....
У командира есть немного времени - можно яблочко сжевать :)
30
![](https://farm5.staticflickr.com/4773/39757419255_56f3dba805_c.jpg)
Пока последние опаздывающие занимают свои места, наземный персонал готовится к буксировке самолета от терминала: к шасси Эмбраера цепляется "водило":
31
![](https://farm5.staticflickr.com/4793/40652862801_707efb94c5_b.jpg)
... и присоединяется к похожему на броневичок тягачу:
32
![](https://farm5.staticflickr.com/4772/25782584647_d237d46292_b.jpg)
На часах - 16.24: "Boarding completed!" - звучит в салоне. Телетрап отъезжает от самолета:
33
![](https://farm5.staticflickr.com/4604/39757418505_8f6c7557f1_b.jpg)
Питание отсоединено. Тягач начинает буксировку от здания терминала:
34
![](https://farm5.staticflickr.com/4744/25782579707_24a6594fee_b.jpg)
Все время, пока тягач буксировал самолет, рядом с ним следовал служащий со шнуром, присоединенным к борту, для связи с экипажем:
35
![](https://farm5.staticflickr.com/4651/25782579107_c17ddd3903_b.jpg)
На рулежной дорожке тягач отпустил Эмбраер-170 и пожелал железной птице счастливого полета! "Давай, дружище! Дальше сам!" :)
36
![](https://farm5.staticflickr.com/4622/40611187892_6f857105d1_b.jpg)
"Cabin crew, take your seats, please!" Стюардессы, пройдя по салону и проверив, застегнуты ли у всех ремни, заняли свои откидные стульчики. Командир, включив проблесковые маячки, выруливает на взлетную полосу:
37
![](https://farm5.staticflickr.com/4747/40611185572_38608c3e15_b.jpg)
Рейс ВА439 через мгновение взлетит - точно по расписанию, в 16.30, и возьмет курс на лондонский аэропорт Heathrow.
А Схипхол вернется к своим повседневным заботам: будет встречать и провожать миллионы новых пассажиров, будет радовать влюбленных в авиацию людей возможностью поближе рассмотреть, полюбоваться взлетами-посадками, и как знать, может когда-нибудь этот амстердамский малыш тоже станет либо споттером, либо пилотом, а может, и владельцем авиакомпании? Но в том, что он будет любить авиацию - у меня никаких сомнений:
38
![](https://farm5.staticflickr.com/4785/39757420325_a5b971f231_c.jpg)
Потому что в Схипхоле для этого созданы все условия.
39
![](https://farm5.staticflickr.com/4799/39943399884_9f37ffc3da_b.jpg)
До новых встреч! :)