Эротическое направление в украинской живописи.

Nov 02, 2006 11:52

Как известно из курса истории, первыми раздели бабу догола именно древние укры. Пока другие народности бездуховно задирали своим женщинам подолы шкур, наши исторические предки как-то раз сорвали их целиком и тут же остановились, ослепленные видом прекраснейшего из творений Рода. Не мешкая, они схватили все бывшие под руками колюще-режущие приспособления и начали немедленно воплощать явившуюся им красоту в дереве и камне. Украм, засмотревшимся на красоту сильней прочих, колюще-режущих не хватило, но они не отчаялись. Взяв в руки остывшие угольки и кирпичные обломки, они принялись неспешно переносить увиденное на заборы и стены.

К сожалению, междоусобные войны между племенами, татаро-монгольское нашествие и великодержавные замашки соседей привели к тому, что дома и заборы постоянно разрушались. Слабокультурные захватчики лишь грубо гыгыкали, тыкая пальцем в прекрасные картины, и брались за осадные орудия. Таким образом, ни одного эротического произведения искусства того периода до наших дней не дошло.

Но время работало на художников, а не против них. Набегов стало меньше, вместо заборов, которые то красят, то разрушают, стали использовать холст, а вместо кирпича - масляные краски. Появились и специальные полезные дома для хранения картин (вход - пятак, ноги вытирать, краску с картин не отколупывать). Казалось, вот-вот наступит расцвет эротической живописи. Но не тут-то было.

Искусствоведы до сих пор спорят, виной ли тому российская оккупация или тогдашняя общемировая тенденция к ханжеству и закрытости морали. Такое ощущение, что украинским художникам прямо таки запрещали работать в эротическом направлении. В результате такой мастер чувства, экспрессии и подтекста, как Иван Айвазовский, всю жизнь писал воду, а Архип Куинджи крутил фиги в кармане, рисуя на каждой второй своей картине кусты разной степени раскидистости.

Конечно, эротика не предполагает обязательного изображения обнаженной груди четвертый номер, прикрытых газовой накидкой роскошных бедер и выставленных на всеобщее обозрение стриженых подмышек. Естественно, внимательный, тонко чувствующий ценитель искусства разглядит ню даже в приднепровских кустах лунной ночью. К сожалению, ценители были в меньшинстве, основной массе потребителей искусства требовались голые бабы а натюрель. Народ все больше склонялся к изобретенной практически одновременно с дагерротипом порнографии, эротическое искусство хирело, а потом пришли Бурлюк с футуристами, большевики и Скоропадский, и всем стало резко не до того.

Победившие большевики очень быстро дали понять, что их отношение к эротике если и отличается от имперского, то в гораздо худшую сторону. Более того, они завели специальных людей, которые могли почуять запретное не только в стогу колхозного сена, но даже в кабине трактора, бетономешалке или под профсоюзной трибуной.

Конечно, художники выкручивались и тут. Они научились подавать эротизм через высокие, прямые, вертикальные фабричные трубы. Женщины на советских картинах дышали такой первородной силой, что все тициановские натурщицы вертелись в своих гробах от зависти, а картина «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство» с девочкой Мамлакат на руках у Иосифа Виссарионовича до сих пор запрещена к просмотру комиссией по борьбе с детской эротикой. Художники сублимировали вволю.

Сублимировал и потребитель. У одних это выражалось в сакраментальном «В СССР секса нет» и полном отсутствии эротической культуры, у других - все в той же порнографии, которая за сто лет не только заслужила право именоваться старой и доброй, но и перебралась на кино- и видеопленку, и привлекательность которой резко усиливалась ее официальным запретом. Эротическое искусство продолжало тихо умирать, славные традиции великих предков почти совсем забылись и ушли бы в небытие окончательно, но тут кончился СССР, и все стало вроде бы как можно. В том числе, естественно, и художникам.

Они бросились наверстывать упущенное и за пятнадцать лет совместными усилиями перепробовали все живописные направления, созданные человечеством за последние две сотни лет. Картины, которые вы сейчас увидите, необязательно написаны известными художниками, но все вместе они дадут общее представление о состоянии украинской эротической живописи. Итак, начнем.

Примитивизм. Декоративное искусство


Анар Балай Оглы Алиев. Утомленная солнцем.

Я бы повесил это на стенку. Вот честно. Синее небо как раз под цвет обоев, а девушка в центре смотрится отличным ярким пятном. Конечно, отсутствие мелких деталей не говорит о недостаточном владении техникой, а напоминает всем женщинам о том, что тщательное и ежедневное бритье поверхности туловища - ключ к обретению красоты. Чайка, кувшин и матрасик в розовенький крестик так и зовут в отпуск, к морю, а груши кислотно-ультрамаринового цвета напоминают, что в нашем мире есть место чудесам. С нетерпением жду, когда Анар Балай Оглы попробует себя в таком требующем эротического подхода деле, как рисование рекламных плакатов для туристических агентств.

Экспрессионизм.


Татьяна Колесник. Ню.


Татьяна Колесник. Адам и Ева.

Это работы представительницы молодого поколения украинских художников. Поколения, уверенно перетаскивающего объекты мышкой и скачивающего из сети рефераты за два дня до сдачи очередного зачета. Классическая суриковская техника без единого своего мазка, аккуратно, до позы и головной повязки перенесенная с одной картины на другую модель. Впрочем, возможно, я несправедлив к молодой художнице. На картине справа изображена праматерь всех людей Ева, и нет ничего удивительного в том, что две прямые родственницы так похожи друг на друга. А повязка вполне может быть семейной реликвией, переходящей из поколения в поколение.

С другой стороны, в наше непростое время важна всякая эротика. Женщина на обеих картинах красива, толста и рыжеволоса. Что еще надо рабочему человеку?

(О том, что изображенное на второй картине анемичное хвостатое существо с женским лицом - мой праотец Адам, я стараюсь не думать. Боже, какой ужас! Не думать, я сказал!)

Реализм


Елена Сохацкая-Горбель

Слову «Реализм» в определении стиля этой картины остро не хватает приставки «Соц», а модели - застекленного круглого шлема и скафандра с красными буквами СССР на левой груди. Нечто похожее и с таким же выражением лица я каждый день видел в детстве на торце Станции Юных Техников. Еще там была нарисована ракета, штангенциркуль, две гайки и первый искусственный спутник Земли. Честное слово, с этим набором предметов картина смотрелась бы гораздо выигрышней, чем с коричневым диваном и невнятными цветами. Поверьте, женщина-космонавт на диване - не эротика, даже с открытой спиной и накрашенными глазами. I’m so sorry.

Примитивизм. Китч


Георгий Кавтарадзе. Дневной улов.

(С шумом выдохнув и сделав очень серьезное лицо). На картине видного украинского художника Георгия Кавтарадзе мы видим полуобнаженного юношу желтого цвета. Половой орган юноши символизирует победу гравитации над эрекцией, а заодно указывает нам на то, что перед нами - эротическое, а не порнографическое произведение искусства. Три рыбы красного цвета говорят о трудолюбии и профессиональной ориентации юноши, а их количество аллегорически указывает на растущее благосостояние нашего народа. Рубашка цвета августовского неба аллегорически сопоставима с чистотой помыслов главного героя картины, а нарочито-небрежно завязанный узел - о его раскрепощенности и незакоплексованности. Руки, растущие непосредственно из тазовых костей, говорят нам о необходимости более тщательно заниматься трудовым воспитанием подрастающего поколения, зато выразительные и умные глаза - о том, что наша молодежь имеет здоровую морально-психологическую закваску. Оранжевый фон картины сообщает нам о том, что дело происходит именно в нашей стране, а не где-либо еще.

В целом картина являет собой достойное произведение эротической живописи, одновременно и чувственное, и преисполненное сложных аллегорий.

(Отворачивается, захлебывается от нахлынувших на него чувств)

Абстракционизм.


Александр Шеховцов. Эротический пейзаж.

На самом деле на этой картине не изображена обнаженная женщина. Она не убегала неодетая в спешке с дачи любовника. Она не запуталась в армированной колючей ленте, перелезая через забор дачи. Лента не изрезала ее на куски, ее не ударил пущенный по периметру ток. Следственно-оперативная группа не приехала фотографировать место происшествия. Ничего этого не было. Угадывающиеся на картине грудь, нога и подмышка - лишь плод нездоровой фантазии, порожденный воображением. Это - абстракция. Непосредственная передача данных из головного мозга художника в мозг зрителя. Во всяком случае, мне очень хочется думать именно так.

Вместо послесловия
После этого обзора может показаться, что сейчас в Украине все очень плохо с актуальным эротическим искусством. Поверьте, это не так. Процент действительно интересных, берущих за душу работ в любое время был невысок. Ищите их. На выставках и в интернете, в альбомах репродукций и в художественных салонах. Ищите, и среди тонн шлака и мазни вам откроется красота. Красота, близкая вам и только вам. Красота, которую не принес вам на блюдечке обзор в глянцевом журнале. Красота, которую открыли вы сами.

Сейчас эротическая живопись в Украине переживает период своего становления. Возможно, мы стали слишком сухими, жесткими и торопливыми. Возможно, нам не хватает первозданной непосредственности наших предков. Но эротика возвращается в нашу жизнь, и художники играют в этом очень важную роль. Изощренно или непосредственно, умело или искренне, они возвращают нам одно из главных человеческих качеств: восхищение и уважение к человеческой красоте.

Сергей Юзмухаметов для Penthouse-Украина
Previous post Next post
Up