Прежде всего, разумеется, необходимо договориться, что мы будем подразумевать под "гениальностью". ИМХО наиболее логично ассоциировать это с некими экстраординарными способностями, умениями или талантами - будь то вполне естественными (скажем, умение потрясающе рисовать), так и сверх-естественными (дар предвидения, сиддхи и тп).
Природа гениальности на мой взгляд - это тотальность, т.е. степень не-разграничения себя, своей личности и того, что мы называем внешним миром и "внешними" энергиями. Именно в этом случае: 1) стираются границы между внешним м внутренним; 2) энергия распространяется совершенно свободно. Разумееся мы можем говорить тут об определенных "фокусах" энергии - именно благодаря их наличию гений бывает или художником, или, скажем, скульптором, или учителем или просто харизматической личностью - хотя замечено, что чем значительнее степень "гениальности" человека, тем шире этот фокус - что, вобщем то и не странно, учитывая то, что было сказано только что о о границах.
Возможно ли любому обрести такую степень тотальности? Ответить на этот вопрос однозначным "да" означает, к примеру, признать, что безногий инвалид все равно сможет обогнать в беге олимпийского чемпиона-спринтера. Сказать "нет" - перечеркнуть реальную ценность обучения (скажем в искусствах). Поэтому ответ тут такой - да, человек изначально гениален (т.е. в нашем определении “целостен” и “тотален”) - некоторые могут называть это "подобием Божьим", другие, скажем, “природой Будды” - но все дело в том, чтобы реализовать, проявить эту целостность. И вот тут влияют как минимум 2 фактора - личное усилие и ситуативная определенность (которая есть следствие обобщенного принципа причины и следствия, т.е. “кармы”). Существуетдинамическое равновесие между этими вещами - скажем, определенная ситуация вполне может усилить и подтолкнуть намерение человека - верно и то, что намерение может притянуть определенную ситуацию.
Для примера рассмотрим жизнь Будды Гаутамы - как известно, он начал свои духовные поиски после того, как увидел страдания, болезни и смерть, от переживаний которых его оберегали. Таким образом можно сказать, что ситуация неведения подстегнула его намерение - и тут мы видим “ситуативную определенность”, но с другой стороны вовсе не любой человек после этого оставил бы жизнь во дворце и стал бы странствующим аскетом - и тут проявляется “личное усилие”.
Таким образом самым удачным ответом на воспрос, можно ли “стать” гением представляется мне древнегреческое высказывание “Я сделал все, что мог. Пусть другие сделают больше” - только без второй части, т.е. важно всегда сохранять непреклонное намерение - и тогда ситуация может измениться настолько, насколько она вообще может измениться - “внешне” или “внутренне” (а точнее, путем снятия этих разграничений). Более того - если это намерение будет сильно, то тот факт, что ситуация не меняется, может также показаться совершенно естественным. Как в той истории Хармса о волшебнике, который за свою жизнь не сделал ни одного чуда. Я полагаю, что он был по-настоящему хорошим волшебником, хотя, как вы понимаете, само по себе “не-сотворение чуда” не может быть никаким критерием подлинного волшебства. ;)
Ну и в заключении вот пример истории гения - я имею в виду Ван Гога. Поначалу его рисунки (ранние “штудии”) ничем не блещут, да и потом никто не признает его искусство - включая близких ему по стилю художников - в то время как он сам постоянно находился “в потоке”, в горении, он был тотально поглощен своим искусством. Я совершенно убежден, что любой человек, готовый пойти в своем намерении вплоть до безумия, тотально, мог бы обрести гениальность не меньшую, чем Ван Гог.
Да и вообще - потенциальный гений не думает, может ли он им стать и какие подарочки он получит в конце, он - всегда в процессе, который и формирует его гениальность, а точнее, реализует, проявляет ее. А начать этот процесс может, как мне кажется, каждый.
Спасибо за тему
coeur32! Ей я и передаю
эстафету.