Léon Gaumont

Aug 10, 2009 15:21




Леон Гомон (Léon Ernest Gaumont)
французский продюсер, один из основоположников мирового синематографа
10 мая 1864 - 10 августа 1946


Леон Гомон  родился в Париже.
В 1881 он поступает на Парижские семинары Жюля Карпантье, одного из самых известных изготовителей точных инструментов того времени.
В 1888 Гомон женится на Камиль Меллард, которая принесла в приданое участок земли на рю де Алуетт.
В 1893, Гомон начинает работать на Феликса Ричарда в его магазине "Comptoir Géneral de Photographie".



Однако,  Ричард оказался впутанным в юридические баталии со своим братом Жюлем и в июне 1895 года предложил купить Гомону свой бизнес. Последний не отказался и 10 августа 1895, в товариществе с инженером Гюставом Эйффелем, астрономом Джозеф Валло и финансистом Альфредом Беснир, создал компанию " L. Gaumont et Cie".  В 1903 году логотипом компании становится цветок маргаритки (в честь матери Леона Маргариты). Но это было потом...


А в конце 19 века Гомон увлеченно следит за работами Эдисона и братьев Люмьер.
Убежденный в будущем синематографа, он готов приступить к выпуску проекционных аппаратов и принимает предложение Жоржа Демени


о производстве и продаже хронофотографических камер и проектора "Фоноскоп".


"Фоноскопу" меняют название на "Биоскоп" и он поступает в продажу в ноябре 1895 года вместе с камерой "Биограф". Неудача! "Биоскоп" использует стеклянные диски, а камера не может показывать перфорированные плёнки.
Гомон быстро перестаивается, разработав с инженерами Л-Р. Деко и Демени камеру-проектор, использующую 60 мм перфорированную плёнку (1896 год), и сопровождаемой моделью, использующую 35 мм плёнку (1897 год). 
Гомон называет аппарат «Хроно». Ему удалось разработать тип проектора, который являлся идеальным для синематографа. Благодаря новой системе обтюратора (затемнителя) была достигнута полная неподвижность изображения на экране и абсолютно устранено мигание.
Взрыв энтузиазма в научных и синематографических кругах Франции и всей Европы вызвали два важнейших изобретения Гомона: аппарат "Filmparlants", представлявший собой слияние граммофона и синематографа; и проекция изображения в натуральных красках, названная "Трихром Гомон" и удачно разрешившая вопрос красочной синематографии.
Компания быстро занимает второе место (после Pathé) на рынке для французского синематографического оборудования, производя "Chrono de poche" (1900 год) для любителей, "Chronophone" для звукового показа (в конце 1902 года) и "Chronochrome" для того, чтобы проецировать цветные фильмы (1912 год).



Не останавливаясь на достигнутом, Гомон создает студию и мастерские в Бьюти Шомон. Студия представляет собой помещение размером 45x34, специально предназначенное для съемок и снабженное лучшей электроаппаратурой, которое явилось прототипом первой большой киностудии, превосходившей предприятия Мельеса в Монтрее и Пате в Венсене.

Алис Ги, его секретарь, предлагает ему оживлять презентации продаваемых аппаратов демонстрацией кинозарисовок. Гомон, недолго думая, поручает ей заняться съёмками, но вне рабочего времени. Через некоторое время, Алис начинает снимать игровые фильмы, оставляя патрону документалистику. (Позже Алис Ги сняла около 300 фильмов и экспериментировала со звуком в кино. Среди снятого  фильмы всего жанрового многообразия: комедии, драмы, полицейские фильмы, научная фантастика, вестерны и анимация. В частности, она сняла первую экранизацию " Фанфан тюльпан". Вошла в историю как первая женщина-режиссёр.)


Художественным руководителем компании становится Луи Фейяд, который снял такие фильмы, как "Жюдекс", " Фантомас", "Вампиры" и множество других.


В 1906 году была основана компания с ограниченной ответственностью "Etablissements Gaumont". Компания процветает, благодаря превосходному коллективу, включая таких режиссёров как: Луи Фейяд, Жан Дюран, Ромео Бозетти, Леонс Перре, Эмиль Кохль. Уставной капитал компании составляет на момент открытия  2,5 миллионов франков. Цифра достигнет 4 миллионов в 1913 году и 10 миллионов в 1921.

Сконцентрировав центр производства во Франции, Леон Гомон создаёт сложную организацию филиальных отделений во всех странах мира, в том числе в США. Филиал в России открывается в 1905 году.
Помимо организационных и творческих вопросов, на повестке дня остро стоит вопрос безопасности. Кинолента представляет собой  горючий и легко воспламеняющийся материал, сгорающий  быстро и выделяющий при горении большое количество тепла и вредных газов, содержащих значительное количество цианистого калия. Лента загорается в рамке проектора в случае какой-либо неисправности проекционного аппарата вследствие нагревания ее тепловыми лучами от дуговой лампы. Частые пожары синематографических театров, сопровождаемые большим числом жертв, выдвинули новую задачу - сконструировать приспособление, которое устраняло бы возможность сгорания ленты независимо от находчивости или хладнокровия механика.
Для предупреждения воспламенения ленты все проекторы системы "Гомон" были снабжены особым противопожарным щитком, сделанным из пропитанного особым составом асбеста. Кроме того, фирма широко внедряет в практику электрических театров изобретение сотрудника русского филиала "Гомон" Григорьева.
Публика синематографов, напуганная описаниями бывших пожаров, при возникновении самого незначительного пожара в будке поддаётся панике, влекущей за собою жертвы. Вспышка пламени, заметная в темном зале, неожиданное прекращение демонстрации и запах гари вспыхнувшей ленты вызывают среди зрителей смятение, усугубляемое темнотой, так как зачастую механик из-за растерянности забывал дать в зал свет. Приспособление Григорьева при появлении огня автоматически закрывает оба отверстия от проекционной камеры в зрительный зал, освещает его и даёт предупредительные звонки билетершам и швейцару, чтобы немедленно были открыты портьеры и двери выхода. Не чувствуя запаха гари, не видя пламени, зрители в случае серьезности пожара спокойно покидают зал. "Возможность паники благодаря этому простейшему приспособлению устраняется, и желательность помещения его в каждом кинематографе не подлежит сомнению", - говорится в рекламе этого изобретения.
Эти усовершенствования в сфере безопасности представлено компанией "Гомон" на "Международной выставке противопожарных мер, страхования от огня и подачи первой помощи", прошедшей в 1912 году в Санкт-Петербурге.

В 1910 году Леон Гомон покупает ипподром на площади Клиши в Париже, чтобы построить на этом месте самый большой кинотеатр в мире на 3400 мест. Так рождается знаменитый "Gaumont Palace". (Здание простоит до 1972 года.)




Начиная с этого момента, компания приобретает и переоборудует кинозалы по всей Франции, создавая таким способом непрерывную кинематографическую цепочку: от производства проекционных аппаратов до применения этих аппаратов в залах. Гомон выпускает кино-журнал "Новости Гомон" и учебное пособие "Энциклопедия Гомон".
В начале 20-х компания выпускает фильмы авангардиста Марселя Л'Эрбира, но, в целом, остаётся преданной  консервативному изображению.

В 1925 году Гомон совместно с "Metro Goldwin Mayer" создаёт компанию - Gaumont Metro Goldwin (существовала до 1928).
С окончательным приходом звукового кино, Леон Гомон уходит из компании (1930 год). Её возглавляет Луи Обер, который в 1930 году объединяет "Гомон" с компанией "Франко-фильм", создавая тем самым "Gaumont Franco Film Aubert". В 1938 году  GFFA объявляет себя банкротом. При поддержке Национального кредитного банка возникает "Societe Nouvelle des Etablissement Gaumont" (SNEG).
Генеральным секретарем становится Ален Пуаре. За свою продолжительную продюсерскую карьеру Ален Пуаре спродюсирует 150 фильмов, последний из которых ("Хамелеон" Франсиса Вебера)  стал значительным коммерческим успехом.

В 1975 году на пост президента компании приходит Николя Сейду, который значительно ускоряет развитие компании, увеличивая парк залов и продолжая амбициозную продюсерскую деятельность. На сегодняшний день залы "Gamont" объединены с залами "Pathe" в компании "Europalace".

Продюсер "Gamont" Даниэль Тоскан дю Плантье является зачинателем политики европейской копродукции с Федерико Феллини, Франческо Рози, Ингмаром Бергманом, Морисом Пиала и Андре Тешине. Его авторству принадлежит и концепция фильма-оперы. Он был продюсером "Кармен" Франческо Рози и "Дона Джованни" Джозефа Лоузи. В 1985 году Патрис Леду выступает продюсером "Голубой бездны" Люка Бессона, а в дальнейшем - "Пятого элемента" того же Бессона,  "Визитеров" Жана-Мари Пуаре и других известных фильмов.
В 1995-м, к 100-летию французского кино, была выпущена юбилейная 100-франковая монета с изображением основателя компании Леона Гомона.



Материалы взяты из статей Laurent Mannoni, французской и русской Википедии и некоторых других открытых источников.



Франция, история, синематограф

Previous post Next post
Up