Когда-то настолько давно, что для нас это время скоро станет ассоциироваться со Средними веками, появилась чисто механистическая точка зрения на человека. Сейчас уже сложно сказать было ли это своеобразной реакцией духовную догму, преобладавшую перед этим, научным прозрением или просто шуткой - но именно данная мысль лежит в основе современных знаний о человеке. Тут не надо особых пояснений - хирургия была известна еще с Древнего Египта, а на знаниях о механике "души" паразитируют всякие НЛП, продажники, бизнес-тренера, политики и религиозные секты. Да и в запчастях каждого из наших личных механизмов нет ничего индивидуального. Повторю вслед за классиком "наш ум - продолжение ума живших раньше, наше тело состоит из праха древних звезд, а язык на котором мы думаем об этом вдалбливают в голову с помощью букварей".
Некоторые могут сказать, что человеческая индивидуальность заключена в той силе, которая заставляет работать каждый частный психофизический механизм. Это не до конца верно, личная индивидуальность все лишь определенная степень свободы выбора проявления этой силы. Этот факт объясняется в огромном количестве спец, не очень спец, и даже совсем не спец литературе. Поэтому я не стану рассуждать почему это так, только коротко опишу основную идею. Мне кажеться это нужно сделать, чтобы избежать возможного недопонимания и недомолвок.
Дело в том, что человек руководствуется только двумя факторами - удовольствием и болью, не важно сиюминутной или отложенной. В нормальных условиях, когда над человеком не совершается непосредственное физическое насилие (да и тут все довольно условно), удовольствие и боль являются ничем иным как влиянием гормонов, производимых самим организмом по команде из мозга как ответ на тот или иной раздражитель. При этом и создание раздражителя, и принятие решения о его эмоциональном окрасе происходит тутже, в человеческой голове. Таким образом каждая индивидуальная часть людского сообщества не более чем автомат-наркоман, занятый принятием решения о ток какую же дозу вколоть себе следующей. При этом его набор комманд формируется на основе гауссовского распределения вероятностей отдельных программ других окружающих его роботов.
С научной точки зрения существует довольно сложная шкала индивидуальной зависимости, на одном конце которой находиться монах-буддист, а на другой террорист-камикадзе. Но на утилитарном уровне достаточно разделения людей на тяжелых и легких наркоманов. Тяжелыми называют тех, кто точно знает от чего он испытывает кайф. Люди с такой зависимостью считаются наиболее счастливыми и успешными. Собственно, все народные рецепты жизненного счастья сводятся к нахождению такой тяжелой зависимости. Вспомните сколько раз вы слышали и сколько понимали правдивость таких указаний к действию как "работа по душе", "жениться по любви", "найти себе хобби", "самое важное это семья"... Человек точно знающий чего он хочет вполне сравним с наркоманом, сидящем на героине - вся его жизнь крутиться вокруг дозы, а на все остальное он обращает внимание лишь по необходимости, или в связи со своим увлечением. Такое состояние называется "успешная/гармоничная личность", имеено такие индивиды оказывают наиболее значительное влияние на общество и становятся его святынями или пугалами. Примеров море - Шевченко и его любовь к Украине, Тесла и жажда изобретательства, Гитлер и власть, Эйнштейн и познание, Шумахер и скорость, нелюдимый программист Иван и его работа...
Но "найти себя" почему-то везет не всем, в этом случае человек испытывает в основном негативные эмоции и постоянно мечется в поисках новых источников позитива. Это аналогично наркомании в низших слоях общества, когда главная цель не столько удовольствие, сколько отвлечь внимание от собственной убогости. Тут в ход идет все - клей, алкоголь, трава, крек, таблетки..., что угодно только бы побыстрей и побольше. Очевидно, что именно такие люди являются основными потребителями "внешних" наркотиков и легко вливаются в различные движения, дающие моральное право думать о себе в позитивном ключе. Именно отсюда растут ноги успеха всевозможных сект, тайных обществ и массовых протестных движений, и по той же причине они, по сути бесплодны. Ведь настоящей целью их участников являются вовсе не декларируемые цели, а получение морального права выдать себе дозу счастья.
Совершенно очевидно, что легких наркоманов значительно больше чем тяжелых. И это большая проблема - их бесконечный деятельный поиск источников удовольствия является наиболее значительной угрозой существованию общества. В ответ на эту угрозу возникло большое количество громоотводов активной деятельности и различных ловушек внимания. Примером первых может служить идея нации - человек получает право на удовольствие от осознания своей "природной уникальности". Тут предусмотрен даже механизм получения оправдания дополнительного удовольствия - выделение своей уникальности через национальную одежду, утверждение превосходства культуры и даже противостоянии "этническому врагу". Наиболее распространенной сегодня ловушкой внимания являются новости, 99% из них не окажут влияния на жизнь индивида и читаются исключительно ради возникновения эмоционального отклика. Это, своего рода, капельница с обезболивающим у постели тяжелобольного, чья жизнь теперь сводиться к слежке за тем чтоб поток капель не ослабевал.
Естественно, существует достаточно большой спектр средств лечения от личных барьеров. Они тоже делятся на две большие группы, в зависимости от цели лечения - если задача перестать колоться, то это обещают в религии и прочей эзотерике. А если цель стать "полноценной" личностью - соотносите любые свои действия с вопросом "а не хуйню ли я порю?".