Византия и христианская символика
![](https://c2.staticflickr.com/2/1542/25866346934_aa68c11e8a_b.jpg)
Санта-Мария-ин-Трастевере. Рим. 5 век, Римская империя / AC Rome, Santa Maria in Trastevere,
early Christian relief fragments. 5 c emb. Narthex - Rilievo paleocristiano.
via Эту публикацию как достойную внимания: разумную и опирающуюся на фактический материал, что редкость в русскоязычной периодике о Византии, рекомендовал византинист
Сергей Аркадьевич Иванов. Статья «
Византийские кресты: многообразие форм» опубликована на портале «
Православная Жизнь» канонической Украинской Православной Церкви.
" Византийские кресты: многообразие форм
Самозваные «ревнители православия» весьма часто считают себя знатоками символики и на этом основании очень любят выискивать антихристианские символы там, где их не может быть в принципе. При этом в своем ревнительском запале зилоты порой доходят до кощунства, называя древние христианские символы «масонскими» или «сатанинскими». Происходит это как из-за ревности не по разуму, так и из-за простого невежества.
В этом очерке мы расскажем о некоторых исторических формах византийских крестов. Иные из них, к сожалению, становятся мишенью малообразованных ревнителей не по разуму.
2.
![](https://c2.staticflickr.com/2/1684/26443997786_9a213582a4_c.jpg)
Крест-реликварий императора Юстина II. Византия. Ок. 580 г. Рим. Ватиканские музеи
Крест как символ
Развитие иконографии Распятия как события и иконографии Креста Господня, как символа Распятия шли параллельно. Если на образах Распятия Господня крест обычно имел свою историческую форму (с титлом-табличкой над головой и подножием), то Крест-символ больше тяготел к некой декоративности. Ведь Крест Христов - это не просто орудие казни, а и символ победы над смертью, символ искупления человеческих грехов, символ спасения человека.
Потому начиная с принятия христианства императором Константином Великим крест становится триумфальным знаком и входит в группу имперских символов. С этого времени он получает в некотором смысле автономию от иконографии Распятия Христова.
Если говорить конкретнее, крест часто лишается таких атрибутов, как табличка с надписью «Иисус Назорей Царь Иудейский» и подножия. И помимо простой формы его лопасти часто несколько расширяются к краям, а сами края приобретают закругленные засечки, наподобие тех, которые мы можем видеть в парадных шрифтах ранневизантийских рукописей.
3.
![](https://c2.staticflickr.com/2/1497/25867090753_62423997cb_b.jpg)
Мозаичные кресты из Софии Константинопольской
Такого типа кресты на мозаиках Софии Константинопольской. И эту же форму креста позднее позаимствовали как основу для украшения своих плащей западные рыцари-крестоносцы, постепенно разнообразив первоначальную форму.
Но если исторические элементы из символического знака креста исчезают, то добавляются элементы как декоративные (например, каплевидные украшения по углам лопастей креста или в углах стыков лопастей), так и подчеркивающие тот или иной умозрительный смысл.
«Видеша вси концы земли спасение Бога нашего»
4.
![](https://c2.staticflickr.com/2/1578/26377611962_3dd2343050_c.jpg)
Наперсный крест. Византия. XI век. США. Нью-Йорк. Метрополитен-Музей. Этот крест на сайте музея:
metmuseum.org Например, по краям креста появляются диски, символизирующие четыре конца света, поскольку крестом «видеша вси концы земли спасение Бога нашего» [Пс. 97:3], как поется за утреней в честь Воздвижения Креста Господня.
Именно в таком виде встречается в одном из древних описаний Константинополя крест, водруженный на форуме византийской столицы: «В северной части форума стоит крест, каким увидел его в небе великий Константин, позолоченным и с круглыми шарами на концах» [1].
Как видим, такая форма креста для Византии уже прочно ассоциировалась с видением равноапостольного императора Константина, когда ему перед решающим сражением за обладание императорской властью явился в небе золотой крест с надписью: «Сим победиши» («Этим победишь»).
Такую форму, подобную описанному «константинову кресту» (с шарами-дисками по краям), долгое время византийские мастера использовали для изготовления выносных процессионных крестов, которые несли в крестных ходах или других торжественных шествиях. Такая же форма выносных крестов характерна не только для самой Византии, но и для стран византийского культурного ареала - Грузии, Руси и т. д.
5.
![](https://c2.staticflickr.com/2/1460/26443999056_5e1f0d7775_c.jpg)
Корсунский крест из Новгорода. Рисунок Ф. Солнцева из «Древностей Российского государства»
Так, на Руси были известны кресты, именуемые «корсунскими», т. е. вывезенными из Корсуня-Херсонеса. Они, очевидно, являлись реальными византийскими прототипами, которые мог действительно перевезти из Херсонеса равноапостольный князь Владимир после венчания с византийской принцессой Анной Багрянородной. Один из таких «корсунских» крестов сохранился до наших дней и представлен ныне в музеях Новгородского кремля.
Новгородский крест имеет свою особенность, которая по всей видимости более свойственна именно процессионным крестам - внизу его боковых лопастей частично сохранились петельки, на которые в свое время нанизывались каплевидные подвески (такие подвески весьма характерны для византийского ювелирного искусства - ими украшались как священные предметы, так и детали императорских одеяний и регалий).
6.
![](https://c2.staticflickr.com/2/1528/26403784691_43257304dc_c.jpg)
Константинов крест. Камея. IX век. США. Балтимор. Музей Уолтера
Иногда «константинов» крест имеет только один диск или шар - внизу у самого основания, что в данном контексте должно означать, что крест утверждает всю землю, царя над ней. Тот же смысл имеет и одна из византийских регалий, перешедшая позднее практически ко всем европейским монархам - держава (шар, увенчанный крестом).
Четыре живоносных источника
7.
![](https://c2.staticflickr.com/2/1610/25867088733_fdccbeff56_b.jpg)
Крышка реликвария с изображением Креста, овец и четырех источников. Римская империя. IV век. Италия. Чивидали дель Фриули. Собор Санта-Мария-Ассунта
В некоторых случаях у основания креста можно увидеть четыре водных источника. В данном случае проводится символическая параллель между крестным древом и Древом жизни посреди библейского рая, а также источником, который разделялся на четыре реки: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки…» [Быт. 2:9-10].
8.
![](https://c2.staticflickr.com/2/1487/26377614122_d0b8d99b38_c.jpg)
Крест с предстоящими ангелами и четырьмя источниками. Сирия. VI век. Россия. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Но теперь эти источники приобретают умозрительный смысл: «Живоносная Твоя ребра, яко из Едема источник источающая, Церковь Твою, Христе, яко словесный напаяет рай, отсюду разделяяся яко в начала, в четыри Евангелиа, мир напаяя, тварь веселя и языки верно научая покланятися Царствию Твоему» [служба 12-ти Евангелий Великого четверга].
Процветший крест
9.
![](https://c2.staticflickr.com/2/1599/25867089873_000383d3b9_b.jpg)
Процветший крест. Оборотная сторона иконы Сошествия во ад. Византия. X-XI вв. Грузия. Тбилиси. Художественный музей
Еще более конкретно с райским Древом жизни проводится параллель в изображении «процветшего» креста. В этом типе изображений из основания креста выходят ветви и листья. Иногда это просто условный растительный орнамент или виноградная лоза с листьями и гроздями. В данном контексте присутствует дополнительный евхаристический смысл.
Дополнительные перекладины
10.
![](https://c2.staticflickr.com/2/1671/25865049544_03302a13ea_c.jpg)
Ставротека. Византия. XII век. Италия. Нонантола. Аббатство Нонантола
Но параллельно с такими крестами встречаются и кресты, напоминающие об изначальной исторической форме (чаще всего, это относится к крестам-реликвариям, содержащим частицу Животворящего Древа). И хотя изображения сохраняют известную степень декоративности, но намеки на табличку и подножие исторического Креста, на котором был распят Спаситель, все же присутствуют в виде дополнительных перекладин. Перекладина вверху, таким образом, напоминает о табличке, а внизу - о подножии.
Часто встречается только верхняя перекладина. Этот вариант креста позднее вошел в западноевропейскую геральдику под названием «патриаршего» или «архиепископского». Его изображение можно увидеть в гербах католических архиепископов (в отличие от гербов епископов, где крест только с одной перекладиной). Такой же крест с двумя перекладинами встречается в гербах великих герцогов Лотарингских (он так и называется - «лотарингский крест»), в современных гербах Венгрии, Словакии и Литвы.
11.
![](https://c2.staticflickr.com/2/1584/25865049614_cf13433a2b_c.jpg)
Крест прп. Евфросинии Полоцкой. Изображение из книги «Белоруссия и Литва», 1889
Такую же форму имел исторический крест прп. Евфросинии Полоцкой - реликвия белорусского народа, который, к сожалению, был утрачен во время Великой Отечественной войны.
Нижняя же перекладина, символизирующая подножие, могла изображаться в простой форме, как и остальные перекладины креста, но порой ей придавали некий условный объем (в той мере, как средневековое искусство его понимало).
Со временем нижняя перекладина стала эволюционировать и получила наклон, которому много позднее стали придавать отдельное символическое значение.
12.
![](https://c2.staticflickr.com/2/1516/26403787191_3c9b1b1032_c.jpg)
Крест восьмиконечный процветший. Миниатюра рукописи. Византия. XI век. Испания. Мадрид. Национальная Библиотека Испании
Такой крест со временем получил большее распространение на Руси, и именно эту форму стали позднее именовать «православной».
Разумеется, рассказать обо всех исторических формах креста в небольшой статье невозможно. Но мы и не ставили перед собой такую задачу. Нам бы хотелось донести одну простую мысль - восьмиконечный крест, который называется православным, - это лишь одна из форм крестов, принятых Церковью. Само наименование «православный», использующееся относительно креста, - довольно условное и позднее. И уж если историческая форма данного восьмиконечного креста и называется православной, то нельзя делать автоматический вывод о том, что другие исторические формы уже «неправославные» или того хуже - «масонские».
Церковь одинаково почитает различные формы крестов, которые так или иначе напоминают нам о крестной смерти и искупительном подвиге Господа Иисуса Христа.
Дмитрий Марченко
Примечание:
[1] Цитируем по книге «Древнерусское искусство». М., 1975. "
Оригинал статьи:
http://pravlife.org/content/vizantiyskie-kresty-mnogoobrazie-form Верхнее изображение: к статье не относится.