13 октября 2013 г. в Пушкинском музее завершается выставка «Прерафаэлиты: викторианский авангард». Выставка до Москвы проходила в Лондоне и Вашингтоне, после Москвы отправится в Токио.
Витраж Данте Габриэля Россетти "Музыка. Медовый месяц короля
Рене" / King René's Honeymoon; Music. Dante Gabriel Rossetti [1828-1882].
Изображение в высоком разрешении Из живописи на выставке в ГМИИ - большинство самых знаменитых картин прерафаэлитов. Продукты иных областей творчества художников также представлены и радуют глаз посетителей. Или не радуют, реакции "что-то я не проникся / пошлятина / какие мужеподобные страшные женщины / дурной вкус" и т.п., естественно, присутствуют.
Далее:
Аудио-визуальный гид выставкиВидео: Кратко о прерафаэлитахВидео: Экскурсия по выставке с британским кураторомВидео: Лекция Прерафаэлиты и современное британское искусство: PRB, поп-арт, YBA. Читает американский кураторВидео: О роли искусства фотографии в творчестве прерафаэлитов Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт МузеяФотографии витражей, показываемых на выставкеи другое
Прерафаэлиты
Братство прерафаэлитов / Pre-Raphaelites Brotherhood основано в 1848 году. Молодые и никому не известные художники обратились к итальянскому искусству XV века, «до Рафаэля». Их идеалами были Боттичелли, Фра Филиппо Липпи, Беноццо Гоццоли, Фра Анжелико и другие мастера. Лидеры «Братства прерафаэлитов» - Джон Эвертт Миллес (1829-1896), Данте Габриэль Россетти (1828-1882), Уильям Холман Хант (1827-1910), а также Форд Мэдокс Браун (1821-1893) и Уильям Дайс (1806-1864). В конце 1850-х вокруг Россетти сложилась новая группа, куда входили Уильям Моррис (1834-1896), Эдвард Бёрн-Джонс (1833-1898), Элизабет Сиддал (1829-1862) и Симеон Соломон (1840-1905). Прерафаэлиты работали в разных видах искусства и литературы: живопись, графика, фотография, поэзия, эссеистика, оформление книг, интерьерный и мебельный дизайн.
Кратко о прерафаэлитах в анонсе выставки
Click to view
Экскурсия по выставке с Элисон Смит
Элисон Смит, сокуратор выставки «Прерафаэлиты: Викторианский авангард» в галерее Тейт и ГМИИ им. А.С. Пушкина, рассказывает о картинах, представленных на экспозиции в Москве: «Любовь, ведущая пилигрима», «Свадьба Святого Георгия и принцессы Сабры», «Залив Пигуелл в Кенте - воспоминание о 5 октября 1858 года».
Click to view
Из блога Элисон Смит.
Сокуратор выставки в галерее Тейт и ГМИИ им. А.С. Пушкина размышляет, почему прерафаэлиты вызвали всеобщее негодование.
Полотна прерафаэлитов относятся к числу наиболее популярных среди посетителей галереи Тейт. Но эти произведения не всегда считались безусловно прекрасными: напротив, в середине XIX века, когда они были созданы, их считали оскорбительными для взора, спорными в плане реализма и возмутительными с точки зрения морали.
С осуждением выступил Чарльз Диккенс. Облик Девы Марии на картине Джона Эверетта Миллеса «Христос в родительском доме» показался ему вырожденным и «ужасным в своем уродстве».
Джон Эвертт Миллес. Деталь картины Христос в родительском доме
via В то время как остальные художники были склонны идеализировать религиозных персонажей, прерафаэлиты писали их с беспрецедентным реализмом, акцентируя особенности внешности и характера, и зрители воспринимали их как изображения собственно натурщиков, а не персонажей, которых изображал тот или иной натурщик. Иногда подход художника оценивался как кощунственный или даже богохульный, как это было в случае с картиной Миллеса «Христос в родительском доме».
Художники использовали яркие краски, чтобы их картины бросались в глаза на фоне других представленных на выставке произведений, привлекая внимание зрителей. Прерафаэлиты не чурались саморекламы, искали жарких споров и внимания.
Многие из сюжетов, которые выбирали прерафаэлиты, были вызывающими по меркам того времени: они затрагивали такие острые социальные проблемы, как бедность, эмиграция, проституция и двойные стандарты в вопросах пола.
Их картины требуют крайне внимательного прочтения и столь насыщены знаками и символами, что на их расшифровку требуется немало усилий. Яркий пример - «Пробуждающийся стыд» Уильяма Холмана Ханта.
Уильям Холман Хант. Пробуждающийся стыд.
via.
По ссылке на изображении картина в огромном разрешении 4402 × 6040 пикселей
На первый взгляд, на этой картине можно увидеть молодую семейную пару или, возможно, брата с сестрой, которые во что-то играют. Однако, приглядевшись, можно обнаружить целый ряд указаний на то, что на самом деле речь идет о падении и возможном покаянии. Женщина изображена полуодетой, у нее нет обручального кольца, откуда следует, что это любовница изображенного на картине мужчины. Его упавшая на пол перчатка намекает на то, что её ждёт участь брошенной любовницы, но проникающий в комнату луч света говорит о спасении.
Лекция Джейсона Розенфельда «Прерафаэлиты и современное британское искусство: PRB, поп-арт, YBA»
1 августа в рамках вечера «Прерафаэлиты и современное британское искусство» в Центре современной культуры «Гараж» американский куратор Джейсон Розенфельд прочитал лекцию «Прерафаэлиты и современное британское искусство: PRB, поп-арт, YBA».
Click to view
О прерафаэлитах и фотографии
Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт Музея (Москва), рассказывает о роли искусства фотографии в творчестве прерафаэлитов
Click to view
Аудио-визуальный гид
Русская версия аудиогидаОригинальный гид на английском языке Британская газета The Guardian совместно с галереей Тейт разработала аудио-тур «Прерафаэлиты в галерее Тейт Бритен», приуроченный к выставке в Лондоне. Художественный критик газеты «Гардиан» Джонатан Джонс комментирует отдельные произведения и анализирует творчество прерафаэлитов в целом. Джонатан Джонс выступает в телесериале Би-Би-Си «Частная жизнь шедевров» и читает лекции в галерее Тейт и других музеях.
Для выставки в ГМИИ им. А.С. Пушкина Британский Совет подготовил русскую версию аудиогида. Русский текст читает главный редактор журнала «Сноб» Сергей Николаéвич. Русскоязычный аудиогид включает и картины, которые не входят в экспозицию московской выставки.
Витражи.
Из собрания Музея Виктории и Альберта. Здесь часть витражей, присутствующих в московской экспозиции.
Все картинки кликабельны.
1.
Спящий
ЧосерChaucer. Morris, Marshall, Faulkner & Co. (maker), ca. 1864 (made)
Подробнее:
V&A Серия Медовый месяц короля Рене / King René's Honeymoon series
Четыре витража, иллюстрирующие дарования короля
Рене Анжуйского.
История короля Рене Анжуйского была рассказана в романе сэра Вальтера Скотта [1771-1832] «Карл Смелый, или Анна Гейерштейнская, дева Мрака» (1829) / «Anne of Geierstein».
2.
Живопись. Эдвард Бёрн-Джонс
King René's Honeymoon; Painting. Burne-Jones, Edward Coley (Sir) [1833-1898] (designer)
Morris, Marshall, Faulkner & Co. (maker), ca. 1863 (made)
Подробнее:
V&A 3.
Скульптура. Эдвард Бёрн-Джонс
King René's Honeymoon; Sculpture. Burne-Jones, Edward Coley (Sir), [1833-1898] (designer)
Morris & Co. (maker). ca. 1863 (made)
Подробнее:
V&A 4.
Архитектура. Форд Мэдокс Браун
King René's Honeymoon; Architecture. Brown, Ford Madox, [1821-1893] (designer)
Morris, Marshall, Faulkner & Co. (maker)
Подробнее:
V&A 5.
Музыка. Данте Габриэль Россетти
King René's Honeymoon; Music. Dante Gabriel Rossetti [1828-1882] (designer), Morris & Co. (maker), ca. 1863 (made)
Подробнее:
V&A Источники:
Официальный сайт выставки:
http://pre-raphaelites.artguide.ru/Информация на сайте ГМИИ:
http://www.arts-museum.ru/events/archive/2013/06/pre-raphaelites/index.phpВитражи:
http://collections.vam.ac.uk/exhibition/pre-raphaelites-victorian-avant-garde/4288/ Дополнительно:
Прерафаэлиты: это очень красиво. Кира Долинина о том, почему все так любят прерафаэлитов, и том, почему так их любить есть признак дурного вкуса
http://slon.ru/culture/articles/956136/Подробный рассказ о выставке и художниках с фотографиями в блоге Муромлены "Картины с выставки «Прерафаэлиты: Викторианский авангард»"
http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post285522581/ http://ru.wikipedia.org/wiki/Прерафаэлиты