Дамские часы, крашеные руины, волшебное появление древнеримского театра II в н.э. в Пальмире

May 22, 2024 08:57

Этот замечательный снимок Феликс Бонфилс сделал в 1867 году на раскопках в Пальмире.






На нем надгробные скульптуры, типичные для Пальмиры I-III веков н.э. и для всего Древнего Рима, особенно при императоре Траяне. Желающие могут классифицировать их с помощью этой прекрасной статьи о датировке и классификации надгробных скульптур Пальмиры известного археолога Г. Ингхольта. Я их упоминал в ряду других древних артефактов аналогичного происхождения.

Центральная скульптура - знатная пальмирская особа с часами на руке.
Убеждайтесь, что это именно часы, на циферблате 12 делений.



Для совсем дремучих историков сети сообщу, что наручные часы-браслет как более-менее заметное явление появились в эпоху Просвещения, исключительно как женский аксессуар, модный среди знатных и состоятельных особ. О родоначальнице моды источники разнятся, называя обширный ряд исторических фигур от Елизаветы I Тюдор, королевы английской, до Каролины Бонопарт, сестры Наполеона. Как бы там ни было, в любом случае это не древний Рим и не римско-эллинистическая Пальмира. Похоже, мастер, делавший портретные скульптуры, просто не знал этого, изображая знатную жительницу Пальмиры.

[Что еще следует добавить.]Что еще следует добавить - порядок исчисления часов в древнем Риме, описанный в литературе. Разделение суток на часы вошло в употребление со времени появления в Риме солнечных часов (лат. horologium solarium) в 291 году до н. э.; в 164 году до н. э. в Риме ввели водяные часы (лат. solarium ex aqua). День, как и ночь, был разделён на 12 часов. В разное время года продолжительность одного часа дня и одного часа ночи менялась. День - это время от восхода до захода солнца, ночь - от захода до восхода солнца. В равноденствие день считался с 6 часов утра до 6 часов вечера, ночь - с 6 часов вечера до 6 часов утра. Например: hora quarta diei - в четвёртом часу дня, то есть в 10 часов утра, 4 часа спустя после 6 часов утра. Ночь делилась на 4 стражи по 3 часа каждая: prima vigilia - первая стража, secunda vigilia - вторая стража, tertia vigilia - третья стража и quarta vigilia - четвёртая стража.
Считается, что первые солнечные часы появились в Риме около 3 в до н.э. и были установлены на Римском форуме. Для определения времени днем римляне использовали солнечный меридиан, называемый solarium. Известный сегодня как Римский меридиан, он представлял собой линию, разделенную на 12 секторов, имевших разную величину. Такие солнечные часы позволяли определять время по размеру отбрасываемой гномоном тени. Известны солнечные часы Hofologium Augusti, поставленные императором Октавианом Августом возле Алтаря Мира на Марсовом Поле. В качестве гномона был использован обелиск Псамметрициана, привезенный Августом в 10 году из Гелиополя в Египте...
Все это означает, что римские часы, разные в разное время года и на разных широтах, в принципе невозможно измерять механическим способом, и никакие мобильные устройства в принципе не имеют смысла. Это пишется для тех сетевых и ютупоисториков, которые возьмутся открывать неоткрытые технологии Древнего Рима академической истории, либо переносить Древний Рим в век 17-й, 18-й...


Скульптурные портреты Пальмиры - это прекрасные образцы античного искусства, украшающие ведущие Национальные музеи мира и крупнейшие среди ведущих Эрмитаж, Лувр, Метрополитен... Но о данной скульптуре, кроме этого фото, никаких сведений найти не удалось. Своевременно была отбракована и изъята лицом с полномочиями и возможностями это делать.

Где она сейчас? Скорее всего ей тихо обломали руку (или обе; тут уж как получится) и дали обычную музейную жизнь. Пытался найти, но не смог. Подобных погребальных скульптур десятки, с обломанными руками тоже немало. На лицо они довольно однотипны, по лицу и другим деталям определить не берусь. Так что ценители древнего пальмирского искусства могут быть спокойны - стоит где-нибудь в музее, только немножко не вся.

*

А вот этот пальмирский барельеф проморгали, увы, лица с полномочиями и возможностями что-то предпринять. Барельеф с ананасами из Храма Ваала был широко показан и стал широко известен задолго до того, как люди обратили внимание на ананасы. В Помпеях немало ананасов, а также лимонов, манго и иных неримских эндемиков . Как видим, не только в Помпеях.







*

Легендарный древнеримский театр в Пальмире II века н.э., архитектурная классика позднеантичного периода династии Северов.



А этот снимок с панорамой Пальмиры был сделан в мае 1929 года со стороны друзской крепости Калаат ибн Маан.
Откройте его в новом окне и хорошенько рассмотрите, он того стоит. Вся древняя Пальмира как на ладони.




Для того, чтобы увидеть и осознать, сколько появилось новых прекрасных колонн, архитравов, стен, посмотрите панораму новейшего времени с того же места. Снимала группа исследователей загадочных працивилизаций ЛАИ во главе с покойным ныне Скляровым (огромная ему благодарность за прекрасные съемки!) в 2009 году.




Чуть ближе интересующий нас объект.






На месте великолепного, римского театра 2 века н.э. размером 82 на 104 метра, места проведения фестивалей Пальмиры, ристалищ ВКС МО РФ и ИГИЛ, легендарного концерта симфонического оркестра Мариинского театра... однозначно пустое место.



Еще раз покажем, с противоположной стороны.

Деревня Тадмор в Храме Ваала, которая когда-то начиналась как лагерь строителей, вроде этого последнего гизского, но дожив до начала 20 века (ее снесли в 1931 году), гуманизировалась, вплоть до появления семей и детей.




Амфитеатр и его руины должен быть за колоннами, которые просматриваются сквозь аркаду Храма.
Нет там ни шиша, саксаулы одни.



Есть редкое фото с самолепленных хибарок Тадмора, сделанное до того, как они были снесены. Стрелочкой показано место древнеримского театра. Пустое.




В альбоме, который демонстрировали туристам когда в Пальмире был туризм, имеется фото схожего ракурса 1930-х годов с аэроплана. Место римского театра со всей очевидностью пустое.





Если не находится прекрасный амфитеатр на съемках 1920-х годов, то и подавно не найдем его на карте Тадмора-Пальмиры художника сотрудника французского посольства в Османской империи Луи-Франсуа Кассаса (Louis-François Cassas, 1756-1827) ), путешествовавшего по империи в 1784-86 годах, издавшего книгу Voyage Pittoresque De La Syrie, De La Phoenicie, De La Palaestine Et De La Basse Aegypte в 1802 году.




Хотя Триумфальную арку Септимия Севера он застал уже реальную, она была готова с тому времени.

Не было ни амфитеатра, ни следов его, еще и на фото, датированном в коллекции Библиотеки Конгресса США интервалом 1900-1946 годов.






Откуда взялся этот прекрасный памятник древнеримской архитектуры, входящий в топ-10 древнеримских театров за пределами Рима? Все википедии мира в своих статьях, все ученые, историки, востоко- и искусствоведы в своих трудах, все турфирмы в своих проспектах (хотя в Пальмире уже несколько лет нет никакого туризма) сообщают единственную фразу: был полностью погребен песком, но в 1950-х годах откопан и реконструирован.

Именно так и пишут: погребен песком. И никого не смущает, что стены амфитеатра возвышаются в половину высоты, а задник сцены - выше колонн.




Нет никаких подробностей этих эпических раскопок и реконструкции. Нет ни одного фото этого места 1950-х годов ни в каких самых дальних закоулках коллекций ведущих библиотек. Нет вообще ничего. Ноль.

Вот это я и называю волшебством.

Ну а если отбросить волшебство и подумать, как строился замечательный театр династии Северов II века н.э., то ответ может быть один? так же, как этот прославленный дворец Хатры с маскаронами, торчащими из стен, примерно в это же время.







Но с огромной, принципиальной разницей. В Хатре дворец все же восстанавливали и реконструировали. Он был, пусть и со сквозными железяками в висящих элементах и швеллерами в головах-маскарононах, просто подразвалился за век. А в Пальмире театр просто построили с нуля.

*

Этот замечательный снимок получился у исследователей древних працивилизаций ЛАИ случайно. Гигантские блоки на нем вообще не предназначены для объективов. Исследователи направлялись туристской тропой, щелкали все подряд и сами не заметили, что именно щелкнули. Немножко рассыпалась оболочка блока из основания будущего древнего памятника эпохи династии Северов, и приоткрылось не менее замечательное нутро.



А этот забавный снимок, считаю, один из лучших у исследователей загадочных технологий працивилизаций ЛАИ за все их экспедиции. Снимку 15 лет.

Протянули працивилизации резиновый кабель для освещения культурно-массовых мероприятий в Пальмире. Хранитель руин, получивший указание обновить полинявшие руины, покрасил в цвет утренней Пальмиры и руины, и кабель.





*

Есть ли в Пальмире что-то старше эпохи чугука? Судите сами. Во всех самых старых свидетельствах имеется Храм Ваала. Это старейший объект Пальмиры. Бесспорные признаки наличия сквозной железяки - кованного чугуна или первостали в несущем, опорном элементе, без которого здание стоять не будет, мы уже показывали в большом обзоре Законы физики и создание истории. Напомню.

Фото Феликса Бонфилса. 1867 год. Редкий пример добросовестной формовки при характерном для Пальмиры отвратительном качестве смеси. Блок перекладины этих ворот лопнул, но не упал, сквозной металл удержал его, а нагрузку приняли аналогичные элементы блоков перекрытия и правая (от нас) боковая стойка.

Внизу городушки Тадмора, городка строителей, преобразовавшегося, как и в Луксоре, из лагеря в респектабельную деревню, выселенную в 1930 году. Не обращайте внимания.




Бонфилс не был бы Бонфилсом, великим фотографом, если бы не снял это дело подробнее.




Эти же ворота, 1929 год. Видно, что толщина этого мега-блока значительно превышает высоту.




А это тот же вход в Храм Баала с другой стороны. Бесподобно безобразная пальмирская формованная смесь балки перекрытия входа лопнула аж в двух местах, но загадочно осталась висеть.

Фотография Гертруды Белл 1900 года.



К моменту реставрации даже обломки успели почти рассыпаться, поэтому ученые приставили форму и заполнили ее современной смесью, а остатки балки пристроили там, где им место.




Дополню это снимками опоры входа в Храм Ваала новейшего времени. Чугун это или первосталь - неважно. Главное то, что появиться эта опора могла никак не раньше эпохи Возрождения.. Снимки большие. Можете открыть в новой вкладке и любоваться.













Вот так она и строилась, жемчужина древнего мира красавица-Пальмира. После взрывания клоунами Храма и Триумфальной арки Септимия Севера - об этом был отдельный рассказ - без сомнений, возродится и будет еще величественней, еще красивее!

Закончу коллажиком из снимков Гертруды Белл 1910 года и группы ЛАИ век спустя.

Ума и здоровья.



Другие материалы по созданию истории

[Приходится ставить]Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 2202 2062 8536 7715. ЮMoney 410013946572302.

путешествия, Пальмира, история, архитектура

Previous post Next post
Up