Папуа-Новая Россия. 23. Лечение мозговерчением

Jul 05, 2011 01:55



товарный ряд

ЛИПОВЫЕ ДЖУНГЛИ

Сегодня мы опять отправляемся в огромную умозрительную Страну Липовых Джунглей, существующую в рекламе и в головах разучившихся думать граждан. Чтобы посмотреть, какими дорожками уводят туда из реального мира, а может - почему нет? - кого-нибудь вывести оттуда на свет белый из тамошнего искусственного света. Дабы смотрел на вещи собственными глазами и думал собственными мозгами.

Тут нас, взрослых людей, выросших среди вещей не сложней пишущей машинки, пугают, а детишек из "генерации некст" развлекают фильмами про Матрицу. Это такая "кино-опупея" о том, как чуждый, враждебный разум погрузил людей в виртуальный мир, что называется, по уши, в буквальном и переносном смысле. Но то Матрица опять же виртуальная, киношная, а настоящая Матрица, которая в жизни - это как раз всевозможная рекламная "липа", мир социальных, политических и рекламных имиджей, подменивший в мозгах изрядной части людей реальную действительность. И создатели "опупеи" - сообщаем специально для "генерации" - именно его имели в виду.

Поговорить о матричных делах у нас еще будет возможность, а пока хватит об общем, переходим к конкретике. В сегодняшней публикации нашего цикла "Липовые Джунгли" речь пойдет об огромной, постоянно пополняющейся группе продуктов, которые "раскручиваются" как профилактические, оздоравливающие.

ЛЕЧЕНИЕ МОЗГОВЕРЧЕНИЕМ

Вы заметили, что из рекламы, идущей по всем каналам Центрального Телевидения, почти полностью исчезли простые молочные продукты? Вы практически не видим просто кефир, просто йогурт, просто творог... Последним, помнится, "Веселый молочник" что-то такое показывал, но тоже давно не видно. А что показывают? Рекламный мир молочных продуктов практически полностью состоит из "кефирчиков", "творожков", продуктов с названиями-неологизмами. "Апы" и "растишки", "активии" и даноны", "нео" и "актимели"...

В реальном молочном ряду успехи новаторских продуктов, которые мы по привычке именуем кисломолочными, не пока такие внушительные: простых продуктов все еще больше. Оно и понятно: когда крохотная, не больше кошачьей, порция какого-нибудь "кефирчика" стоит больше, чем литр полноценного кефира, быстрого коммерческого успеха ждать не приходится. Тем более, что и вкус нео-продукции, мягко говоря, не выдающийся. Такие же обезжиренные бодяги, схваченные крахмальными эмульгаторами, накаченные "идентичными" ароматизаторами, как и первые "фрухтегуты", которые без особого успеха впаривали на наш рынок, кажется, еще в "перестройку". Однако, год от года нео-продукция методично простую продукцию теснит. И впредь будет теснить все больше, потому что рекламное мытье мозгов ориентировано на молодое поколение.

За что же покупают эти невнятные изделия по безумной (если перевести крохотные контейнеры, бутылочки, стакашки в более привычные единицы, килограммы и литры) цене в нарастающих объемах? Работает гениальный рекламный ход. В отличие от "фруктегутов", эти нео-изделия навязали не как продукты питания, а как профилактические и оздоровительные продукты. Они обогащены кальцием, необходимым для здоровья и роста. В них есть бифидобактерии, лактобактерии Cosei и Rhamnosus. Они укрепляют иммунитет, нормализуют работу кишечника. От них проходят недомогания. Они защищают наши крепости-организмы от враждебного воинства. И судя по цветущему виду и даунским улыбкам рекламных персонажей, все так и есть. А как в жизни? Разберемся по порядку.

Насчет содержания кальция реклама не врет. В "творожках" его много. А недоговаривает создатель виртуального образа о том, что в молоке (в первую очередь в простом, короткоживущем, а не в разрекламированном "тетрапаковом", подвергнутом стерилизации) этого элемента больше, чем в других продуктах питания. Стало быть, и в любом кисломолочном продукте кальция хватает, в том числе, надо думать, и в "творожке"; так что гордиться его создателям, кроме как своей хитростью, решительно нечем.

Говоря про укрепление иммунитета и улучшение пищеварения, мастера медиа-образов опять же не врут, умалчивая лишь о том, что любые кисломолочные продукты работают на иммунитет человека. "Творожки" и другие новации чуть поменьше, просто творог и т.д. - побольше, потому что состоят только из натуральных компонентов.

Интересная идея - сказать про бифидо- и лактобактерии и даже назвать их научные имена на латыни. Эти самые бактерии потому и "лакто", что живут в молоке и во всех молочных продуктах. Они-то и делают молоко кислым, перерабатывая имеющие там сахара, и именно от них избавляются производители всероссийских "брендов", потому что если этого не сделать, молоко или молочное изделие храниться не будет и дальше Москвы продать его не получится. Эти бактерии дружественны человеку. Живут в нашем кишечнике, расщепляют, обеспечивая нам обмен веществ, до усвояемого вида те соединения, которые желудок расщепить не способен. Кроме того, не дают размножаться микробам-патогенам; и когда говорят про иммуноукрепляющие свойства кисломолочных продуктов, то подразумевают именно эту роль дружественной микрофлоры.

"Раскручена" микрофлора, разумеется, не на пустом месте. Кто был в Германии и других странах Западной Европы, наверное обратил внимание, сколько там "живых" молочных продуктов; немцы и прочие буквально помешаны на них. Но если вы были действительно внимательны, то могли заметить, что срок годности подобных продуктов - часы. Не дни, и уж конечно не недели и месяцы, как изрядная часть нео-продуктов, скармливаемых нам. В общем, есть ли вообще что-нибудь живое в "кефирчиках", сделанных в столице для всей страны - большой вопрос. Но давайте предположим, что есть. Само по себе наличие ни о чем говорит, чтобы полезная микрофлора возымела действие, ее концентрация должна составлять 100 миллионов клеток на миллилитр. Это так называемая биологическая доза. В таких дозах микрофлору назначают тем, кто в ней нуждается. Продают препарат в аптеках, в запаянных ампулах. Хранят эти ампулы, соблюдая очень строгие, жесткие требования, но и при этом вовсе не факт, что микрофлора в ампулах сохраняются в нужном количестве и дееспособном виде. Мы однажды уже публиковали данные лабораторных исследований самых популярных на рынке препаратов микрофлоры. Ни один из образцов не содержал заявленного количества живых бактерий - слишком уж строги требования. Чего ждать тогда от продукта "Имунеле" серии "нео", создатели коего тоже написали на этикетке бутылочки, что, дескать, доза лактобактерий в их изделии - 10 в 7-й степени на миллилитр. Бутылочки, сделанной в Москве, с соответствующим сроком хранения, вовсе не герметичной. Если же мы взглянем на состав (сок персиковый, лимонная кислота...), то даже и школьнику станет понятно, что там за Cosei и Rhamnosus. Но почему-то эту продукцию берут, переплачивая дуром, даже и грамотные люди. А может, потому и берут, что грамотные? Что-то там краем уха слышавшие о симбиотической микрофлоре, кальции, иммунитете? Это как же надо было постараться мастерам виртуальных образов, чтобы перевернуть публике мозги таким образом, что они, ухватив азы, дальше верят сказочным россказням!

Но побудем формалистами еще. Предположим, что все, что говорят в рекламе, правда, и вся эта нео-хреновина действительно оздоровительная. В таком случае вроде бы следует указывать и противопоказания, ведь не существует ничего, что было бы однозначно полезно всем; люди со всеми их наследственными делами слишком разные. На самих продуктах мы ничего такого, конечно же, не найдем. В рекламе, понятно, нео-изделия "раскручивают" как продукт абсолютно полезный для всех и каждого. Но на самом деле с ними нужно проявить осторожность.

Не надо налегать на "творожки" и нормальный творог беременным женщинам и пожилым людям, он противопоказан людям любого возраста, страдающим радикулитом.

Совершенно не допустимо подкармливать йогуртами, как нормальными, так и новаторскими, младенцев до полугода; они могут быть опасными и для взрослых людей, если они принимают антидепрессанты.

Любая кисломолочная продукция, нео она или не нео, противопоказана людям с больными почками.

А если уж непременно хочется подкрепить свое здоровье, иммунитет, пищеварение с помощью продуктов, налегайте на обыкновенную простоквашу.

Приятного аппетита!

Про другие чудеса Папуа-Новой России читайте здесь

рекламный обман, потребительский рынок, зомбирование

Previous post Next post
Up