Папуа-Новая Россия. 30. Газированный призрак

Jul 05, 2011 03:03



товарный ряд: просвет почти не виден

ПРИЗРАК В ПЛАСТИКОВОЙ БУТЫЛКЕ

Придет лето - и мы привычно накинемся на прохладительные напитки, в просторечии "лимонад" или "газировка". На всех углах возникнут лотки. Молодежь, играющая в рекламные пробочки, будет утолять жажду "Спрайтами" и "Колами". Люди с аллергией на западные названия найдут ностальгические "Тархуны" и "Дюшесы". Нормальное большинство, не морочащееся проблемами выбора, будет дуть то, что на глаза попадется. И никому не придет в голову подумать, каким образом делается нынешнее газированное изобилие, из чего, какое отношение имеет с солнечному напитку из нашего детства, и имеет ли вообще какое-нибудь отношение.

Нам что, другой мороки в жизни не хватает?

Между тем, довольно большому числу граждан стоило бы обуздать хватательный рефлекс, дабы не получить через него интересные долговременные последствия. Потому что по составу, технологии, воздействию на организм практически весь нынешний лимонад похож на одноименный газированный напиток нашего детства не больше, чем пластиковый муляж груши на грушу. Давайте разберемся, что такое современные прохладительные напитки, чем они отличаются от традиционных, как воздействуют?

АНТИПОДЫ МИРА НАПИТКОВ

Лимонад из детства - глоток летних ароматов зимой, холодок фруктовых-ягодных ощущений летом, делается в несколько этапов, требует много рабочих рук, площадей, энергии, денег. Готовится умягченная вода (нужна только природная, из скважины). Из сахара варится сироп и классический желтый колер. Вкус придают концентрированные соки, морсы, экстракты соответствующих фруктов и ягод, аромат достигается эссенциями лимонного, апельсинового, мандаринового масел и настоями названных плодов. Все это многократно греется, охлаждается, фильтруется, газируется, параллельно готовится стеклотара... в общем, в технологической схеме более 50 операций, а своими компонентами напиток привязан сразу к нескольким отраслям переработки и сельского хозяйства.

Традиционный лимонад в России все еще делают - на нескольких предприятиях, в основном алкогольной отрасли, которую по горбачевскому указу не только громили, но и пытались перевести на соки-воды, оснащая кое-каким оборудованием. До 1990-х годов в стране был только такой лимонад. Его почти в каждом городе выпускали заводы безалкогольных напитков, которые понятия не имели о "брэндах" и рекламных кампаниях, не спеша делали план, пока из-за моря, из-за гор не свалились им и нам на головы эти самые "брэнды", убогая, ярко поданная и очень дешевая синтетика. А вломившись на "одну шестую", ранее не охваченную "колами", авторы ино-газировок обнаружили две вещи: что подушевое потребление прохладительных напитков во вновь открытой стране потрясающе низкое (в 3-4 раза меньше, чем даже водки); и что полтора десятка слишком затратных, не слишком броских и совершенно не раскрученных "туземных" марок, составлявших российский ассортимент, им не конкуренты.

Началось приобщение: грандиозные рекламные кампании (благо дешевизна позволяет); размещение производства "брэндов" в России (отчего качество и себестоимость опустились вообще ниже низкого); рост потребления (с 3-4 литров в 1990 году до 17 к "черному августу"). А когда "дефолт" вымел импорт, "поднялся с колен" долгожданный российский производитель. Государство, обновив "лимонадный" ГОСТ, позволило выпускать синтетику с ностальгическими названиями: "Лимонад" и "Дюшес", "Апельсин" и "Яблоко", "Тархун" и "Буратино"... Газировать воды бросились пивовары и молочники, колбасники и водочники, а также никому не ведомое количество "подпольщиков", летом, как правило, удваивающееся. Напиток окончательно "химизировался", став тем, что мы имеем сегодня.

Сахар сменили подсластители; колер - красители; соки и настои - ароматизаторы; природную воду - в лучшем случае дистиллированная, а то и водопроводная; возню со стеклотарой - элегантные установки по выдуванию пластиковых бутылей, которые можно разместить хоть в сарайке; 2-месячный срок хранения изящного вкусового букета из естественных соков - срок полугодовой (а что ей сделается, синтетике?); добавились консерванты на основе бензойной кислоты, и только газ остался прежним. Напиток-муляж, напиток-призрак, зародившийся в Америке, отбродивший по Европе и осевший, никому больше не нужный, в России. Что касается Запада, то там примерно четверть века назад начали отказываться от новаторских технологий, и теперь делают свои "колы" консервативным способом, на сахаре, большей частью в стекле и банке.

КОМПОНЕНТЫ НАПИТКА-ПРИЗРАКА

Умом-то мы понимаем, что натуральный продукт отличается от изделия, где химическим путем сымитированы вкус, цвет, аромат, примерно как фрукт от муляжа из папье-маше, но понятие у нас какое-то слишком общее, неконкретное.

Будем конкретизировать, начав с ФРУКТОВОГО КОМПОНЕНТА.

Лимонад, который нужен для того, чтобы утолять жажду с удовольствием, никогда не считался особо ценным продуктом, и все же... Рекламные альпинисты-экстремалы дуют синтетический напиток литрами из бутылок, но реальные альпинисты, в рюкзаке которых каждый грамм на счету, пьют талую воду, в которую добавляют ягодные экстракты. Для поддержания сил.

Согласно требованиям медицины (во времена, когда ее еще не вытеснили в сознании масс оккультные и народные лечебники) и охраны труда (когда она была на производстве), фруктовые соки и экстракты предписывалось добавлять в воду людям, занятым интенсивным физическим трудом в жарких условиях, например, на "горячих сетках", в уборочную страду.

А теперь представьте специалиста, рекомендующего добавлять в питьевую воду какой-нибудь непредельный альдегид цитраль (синтетический "апельсин"), этилацетат (ароматизатор груши), амилвалериант ("яблоко"), не говоря про жироотходы и модифицированную целлюлозу (компоненты напитков "Тропик", "Киви", "Ананас" и т.д.).

Еще проще обстоит дело с КРАСИТЕЛЯМИ. Натуральные - это уже упоминавшийся колер из сахара, из ягод бузины, темных сортов винограда, а "идентичные натуральным" - в лучшем случае перетертые тропические жуки. Два наиболее массовых красителя: тартразин, придающий желтоватые оттенки, и он же в смеси с индигокармином, дающим тона синеватые и зеленоватые. Часто вызывает аллергические реакции. В странах Европейского Сообщества запрещен к применению - либо вообще, либо беременным и детям.

Аллергенами являются и КОНСЕРВАНТЫ-производные бензойной кислоты, без которых также не обходятся современные напитки - ни с нашими, ни с иноземными названиями.

ЗАМЕНИТЕЛИ САХАРА являют собой самую выгодную из новаторских подмен (к примеру, аспартам при оптовой цене порядка 300 рублей за 1 кг заменяет 2-3 центнера сахара, 1 кг сахарина или цикламата - полтонны) и самую интересную с точки зрения последствий. В США и странах ЕС они или полностью запрещены, или их использование сильно ограничено. Особенно берегут беременных (ниже мы выясним почему). Цикламат, запрещенный на его родине в Штатах - канцероген. Сахарин, как установлено опытным путем на животных, вызывает рак; продукты с ним там продают - для диабетиков, но с упоминанием об этой особенности. Аспартам, содержащий метанол, в организме образует формальдегид (кто был в морге, наверняка запомнил характерный запах сего уютного заведения; это он, формальдегид и есть), вызывающий заболевания желудочно-кишечного тракта, головные боли, сыпи, депрессии, припадки, ослабление памяти и зрения.

ДОГОНИМ И ПЕРЕГОНИМ АМЕРИКУ?

Это еще не все особенности заменителей сахара, которые, помимо производителей напитков, "подняли с колен" кондитерские и майонезные предприятия, овощеконсервное, кетчупное, горчичное, "жвачное" производство...Возьмите любую пластиковую бутыль, вооружитесь лупою и найдите фразу "НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ БОЛЬНЫМ ФЕНИЛКЕТОНОУРИЕЙ". Обычно ее честно пишут микроскопическими буквами где-нибудь на кромке или маскируют под декоративную линию-элемент рисунка, дабы не возбуждать нездоровый интерес у покупателей. Это единственное противопоказание, которое Госстандарт требует указывать в новациях-лимонациях, и о нем стоит рассказать подробнее.

Фенилкетоноурия - это олигофрения, точнее, та ее разновидность, которая происходит от недостатка в организме некоторых ферментов. Механизм следующий. Одним из компонентов заменителя сахара аспартама является фенилалалин. При недостатке в организме ферментов образует токсин, который накапливается в крови и тканях и отравляет мозг. Названная болезнь (кстати, не единственная, на самом деле речь надо вести о целой группе заболеваний, так называемых ферментопатий, протекающих по схожему сценарию и поражающих другие органы) - клиника, крайняя форма, вызванная неспособностью организма переработать этот самый фенилалалин, полным отсутствием его "утилизации". Однако, если ферменты присутствуют, но их вырабатывается недостаточно (чему может быть сотня причин), то "утилизация" может идти медленнее обычного, а токсин - действовать постепенно. В таком случае мы не увидим немедленных клинических последствий, но они, последствия, достаточно ясно читаются, если от медицинской диагностики обратиться к социальной.

Есть такое выражение "поколение пепси".

Для нас это рекламный слоган. Для американцев выражение почти ругательное. Под ним родоначальники "химизации" пищепрома разумеют генерацию с проблемами в части умственной деятельности, которую вырастили. Заимев генерацию, Запад понял, что вляпался, и отказался от заменителей. Помните суперсерии 1972 и 1974 годов с канадскими профессионалами? Жевали поголовно. Теперь со жвачкой во рту не то что спортсменов - прохожих на улице в их фильмах не увидишь, зато у нас молодые граждане жуют чуть ли не поголовно. Понаблюдайте как-нибудь за типичными - не из рекламы, из жизни - потребителями жвачных, газированных и прочих сладких новаций, поглощающих это дело много лет и в непотребных количествах. Чувствуете некоторое - скажем дипломатично - несоответствие паспортному возрасту в части умственной деятельности? Интуиция вас не подвела: помимо социальных, тому есть и химические объяснения.

Осталось процитировать трогательное в своей категоричности утверждение из медицинской энциклопедии, что в нашей-де стране "разрешается использование сахарина только в производстве напитков и кондитерских изделий, предназначенных для больных диабетом". А вообще медицина пока знает только самые очевидные вещи. Науки о совместимости синтетической пищи с физиологией попросту нет по причине недолгой истории новаций. Ей только предстоит формироваться - используя грандиозный подопытный материал, который формируется в России, делать свои открытия, увязывать разного рода диспансерную статотчетность с успехами и подъемами той или иной отрасли пищепрома. Успеха!

ГАЗ ДЛЯ ЯЗВ

Перечень предупреждений, которые по уму надо бы на этикетке новаций печатать, но по экономическим соображениям не печатают, продолжит язвенная болезнь и предпосылка оной - гастрит, который нынче настолько распространен, что и за болезнь его перестали считать.

Натуральный лимонад, если кто не помнит, был слабо- и среднегазированным напитком, новаторский, как правило, сильногазированный. А повышенная углекислота обостряет язвенную болезнь, тем же, кто язву еще не заработал и пока страдает нарушением кислотности, помогает ее приобрести. Почему новатор накачивает суррогат как можно большим количеством газа, станет ясно, если мы нальем суррогат в стакан, дадим выйти газу и попробуем. Это будет такая дрянь, которой только в раковину дорога. Синтетика не способна заменить вкус натуральных фруктов, все равно это только бледный намек, а углекислый газ, возбуждая рецепторы, создает нужное впечатление. Кроме того, углекислота мощно подчеркивает вкус цитросовых, давая возможность экономить еще и на этих компонентах либо их ароматизаторах. А прежний лимонад еще и потому не требовал много газа, что незачем было перебивать аромат натуральных фруктов и ягод.

ИЗБАЛОВАННЫЕ КРЕМЛЕВСКИЕ ЖЕЛУДКИ НА СТРАЖЕ КАЧЕСТВА

Почти тотальный переход отрасли на надувной пластик, само собой, привел к тому, что напитки немедленно начали палить. Но нельзя сказать, что государство совсем перестало ловить мышей, целиком отдав вопрос здоровья потребителей на откуп "лимонадонадувателям". Чтобы они совсем уж не распоясывались, одно время действовал обязательный порядок лабораторной проверки всех поступающих в торговлю партий прохладительных напитков, завозных и местных, на подлинность и безопасность, т.е. идентификация.

Масштабы безобразий, творящихся с нашими газированными напитками, выявились случайно. В 1999 году, под занавес своего премьерства в крае гостил С.Степашин, и программу визита венчали красоты Горного Алтая. Расслабившись на катунском берегу, премьер отдыхал в компании руководителей края, любовался пейзажами и попивал газированную водичку. Ему сделалось плохо, долго полоскало в Катунь, после чего между высокими лицами состоялся нелицеприятный разговор. И не успели премьера с бледным лицом погрузить в самолет, как краевые лица принялись осуществлять меры. Нашли ответственных. Ввели идентификацию. Те, кому положено, выяснили, сколько в торговле прохладительными напитками разного "левого" товару. И ужаснулись: 3 бутылки из 4. Вот так избалованный кремлевским нарзаном желудок экс-премьера помог вытащить на свет большую краевую проблему.

Чем опасны поддельные напитки - объяснять, наверное, излишне. В легальном производстве продукцию обеззараживают двумя способами. Обязательной лимонной кислотой, которую "подпольщик" может забыть добавить в купаж или просто не иметь под рукой; и жестким облучением кварцевыми лампами, которые вряд ли вообще используются в "подпольном" секторе. Опившийся алтайским суророгатом экс-глава правительства в своих страданиях был не одинок. В течение последовавшего за "дефолтом" года на Алтае резко, как никогда, выросла заболеваемость острыми кишечными инфекциями. На 51 процент. Такого скачка мы не знали, наверное, со времен гражданской.

ИСТОРИЯ ОДНОЙ МАРКИ

Как началась в нашем крае идентификация со скандала, так и закончилась им же. Марка, которую наклеивали на бутылки с безалкогольной продукцией после проверки их качества в уполномоченной лаборатории, не просуществовала и года. Нашлись общественные организации, которые продвинули в судебные инстанции вопрос об отмене обязательной идентификации, якобы в интересах потребителей. И выиграли, доказав незаконность наклеивания этой самой марки. Заблуждались ли они честно, имели ли материальный интерес - вопрос не в этом; когда надо отстаивать доходы, находится и общественность, и заявители. Для нас важен результат, а он в том, что с тех пор фактически не имеет значения, легальную мы берем нео-газировку или фальсифицированную - качество у них одинаково низкое.

Поясним цифрами. Последние более-менее масштабные исследования прохладительного товара принесли следующие результаты. Непосредственно перед введением идентификации провели предварительные лабораторные испытания напитков от 24 алтайских и 4 российских производителей. 40,7% продукции оказалось негодной: 3,9% не соответствовали ТУ и ГОСТу (опасные примеси мышьяка, ртути, кадмия, свинца), 36,8% - санитарным нормам (наличие кишечной палочки, плесени, бактерий рода сальмонелл и т.д.). В разгар прохладительного сезона цифры чуть уменьшились: не прошли проверку и не были допущены в продажу 30,6% напитков (23,8% по причине микробов, остальные по примесям). Это - официальные данные. А по неофициальным заказчик - владелец заокеанской торговой марки даже и допущенные в торговлю партии протаскивал через идентификацию с огромным трудом, сторонам приходилось идти друг другу навстречу, беря из партии вторую, третью, четвертую бутыль - до тех пор, пока не находился образец с микрофлорой в пределах допустимых норм, после чего пропускалась вся партия.

Подобные истории с марками и судами происходили и в других регионах РФ, где пытались ввести идентификацию.

Представляете, насколько низко качество, мала себестоимость и велика прибыль от нео-газировок, если заказчик решил, что пусть лучше подделывают его товар, чем проверяют!

КАЛОРИЙНЫЕ СКАЗКИ

Во времена расцвета монументальной пропаганды символом здорового образа жизни, вести который предписывалось народу, была "Женщина с веслом". Сейчас впору ставить "Девушку с бутылем". Потому что раскручивают газированные новации в массовом сознании именно как атрибут спорта, здоровья, прекрасных физических кондиций. С бутылями бегают, занимаются шейпингом, крутят педали, потеют на тренажерах. А как еще можно раскручивать столь "пустой" товар, кроме как превратив очевидный недостаток, коим являются синтетические подсластители, в очевидное достоинство?

Вот и расхваливают "ноль калорий", обещая фигуру и здоровье и помня, что обыватель немножко о калориях слышал и отнюдь не немножко их боится.

В этой фишке сразу несколько обманов.

Отсутствие в нео-газировке калорий - это чушь, потому что заменители по калорийности не уступают сахару. Нет только углеводных.

Необходимость ограничивать себя в "газировочных калориях" - чушь кромешная. В грамме сахара 4 кило-калории. Сахара в натуральной газировке 4 грамма на 100 мл. Суточная потребность человека средней комплекции - 2,6-3,7 тысячи килокалорий (для занимающегося спортом гораздо больше). Надо ежедневно выпивать ведра два газировки на сахаре, чтобы многие месяцы спустя содержащиеся в ней калории возымели для организма какое-либо значение.

Далее, вы заметили, какими дозами хлещут газировки рекламные персонажи, занимающиеся спортом? Вот именно, большими бутылями. Не вздумайте повторять то, что они делают (если, конечно, насчет спорта у вас серьезно, и вы не хотели бы сломать шею). Во-первых, питье во время интенсивных занятий вообще недопустимо, о чем вам скажет любой спортсмен, потому что даже временная перегрузка водой нарушает работу мышц, ведет к судорогам и т.д. Во-вторых, в физиологии есть понятие "питьевой режим". Для наших широт суточная потребность в воде - 35-40 г на 1 кг веса тела, или 2,5 литра на человека средней комплекции, при этом в виде свободной жидкости должно поступать около 1,2 литра. В сутки! Лишняя же вода ухудшает пищеварение и угнетает почки (с дальнейшими последствиями для фигуры), создает дополнительную нагрузку на сердечно-сосудистую систему, ведет к избыточному выведению ценных веществ (особенно в комплекте с повышающим диурез сахарином), и т.д.

Еще одно рекламное умолчание касается самого популярного в российском пищепроме сахарозаменителя аспартама. Американцы четверть века назад уже попались на "аспартамовую удочку" и байки о спортивных фигурах. Статистически установлено, что число лиц, страдающих ожирением, пошло в гору именно тогда, когда аспартам стал массово применяться в диетах для снижения веса (!), Дело в том, что помимо прочих "достоинств" сей заменитель сахара еще и возбуждает аппетит.

И все-таки модели дуют эти новации, причем литрами. Зачем? А затем, что задача рекламы, помимо прямого показа торговой марки - подспудно вбивать в головы завышенные, елико возможно, дозы потребления. Тут и пасты расходуют столько, что и крокодилу можно зубы почистить, и парфюмерию льют на себя пригоршнями. Для рекламы это нормально. Но если потребитель паст понимает, что он не крокодил, то потребитель "кол" поневоле выпивает всю бутыль сразу, потому что это такой товар, который, раз открыв, на потом в холодильник не поставишь. Выдохнется, после чего дорога ему только одна - в раковину. Не пробовали? Попробуйте. Поэтому производителям других товаров выгоднее нафасовать изделие как можно мельче, чтобы продать подороже, а с новым лимонадом все наоборот; слишком уж дешев в производстве.

Про другие чудеса Папуа-Новой России читайте здесь

рекламный обман, потребительский рынок, зомбирование

Previous post Next post
Up