***
Кто не знает, что это такое, поясню. Парашют типа «крыло», как впрочем, и любой другой - штука очень надежная. Однако требует соблюдения некоторых несложных правил при обращении с ним. На всякий пожарный имеется запаска, которая - научно доказано - делает парашют безопаснее мотоцикла :)))))
Неприятный момент заключается в том, что в отличие от старых добрых десантных парашютных систем, на «крыльях» запаска не может безопасно работать вместе с основным парашютом. Если основной парашют не раскрылся - тут все понятно. Но такое если и случается, то крайне редко. Чаще бывает, что парашют раскрывается, но по тем или иным причинам не может нормально работать (мышь проела дырку, или стропы запутались, или ещё что…). В этом случае основной парашют надо отцеплять и только потом вводить в действие запасной… Щекотливо… :)
Мне понравилось, как эту ситуацию описал кто-то из парашютистов. Ты выпрыгиваешь из самолета, и кажется, что у тебя с собой мноооого парашютов! А отцепляешь один - и остается… ни фига не «крайний», а самый что ни на есть последний :) В общем, я читал рассказов пять от первого лица об отцепках, и приятных эмоций, среди кучи других, не встретил.
***
После взгляда на высотомер я зачем-то слегка заторопился. Делаю отмашку и быстро тяну руку к ранцу парашюта. И промахиваюсь мимо медузы. За те полсекунды, что я её искал, поза стала кривой и меня начало закручивать. Одновременно с этим выбрасываю медузу в поток, уже понимая, чем это может закончиться. Но, ни опыта, ни навыков, ни времени для работы над ошибками нет. Парашют начинает раскрываться, а меня уже крутит как на аттракционе. Только че-то пока невесело :) Все. Раскрылся.
Оцениваю масштаб бедствия. Стропы туго закручены от свободных концов и до такой высоты, что руками не дотянуться до того места, где они расходятся. Парашют неуправляем. В принципе, уже все понятно. Для порядку делаю положенные пару попыток раскрутиться, но купол в этот момент встает под ветер и начинает закручивать стропы ещё сильнее. Смотрю на высоту - 1200 м. Запас большой, но понимаю, что ждать особо нечего. Подсознательно вспоминая рассказы «потерпевших», понимаю, что-то тут не совсем так… Чего-то не хватает. Берусь за подушку отцепки, прогибаюсь. В этот момент доходит - в голове вертится какое-то саркастическое: «А где эмоции?! Даже обидно! Ну вот хоть бы чуть-чуть страшно было…». Нет ни эмоций, ни мыслей. Смотрю куда-то в пустоту, выдергиваю подушку отцепки, «пробиваю» тросики и через секунду повисаю под куполом запаски.
«Астральное» состояние быстро уходит. Оглядываюсь, вижу порхающий купол основного парашюта. Красиво летит, зараза! Примерно запоминаю место, над которым отцепился. Рулю «домой». Все хорошо.
Не успел приземлиться, прямо рядом со мной садится Ваня. Ещё с высоты с улыбкой до ушей кричит:
- Поздравляю с первой отцепкой!
- (Как трогательно :))) Спасибо! :)
Подбежали ребята, кто-то поздравил со вторым ДР. Андрюха Сатин, убедившись в моем нормальном психологическом состоянии, не удержался от подъёбки:
- Ты чо! Тебе же инструктор запрещал отцепляться! :)))
- Гы-гы-гы! :)
Руководитель полетов, расспросив что да как, тоже поздравил и порекомендовал 150 грамм перед сном :))))) Я пообещал накатить чаю :)))
Веселье только начиналось. Мы с Андреем Череповым (моим основным инструктором) и Лёликом (его мирское имя и фамилия так и остались загадкой :) поехали искать все отцепленные «тряпки». Я, зелень неопытная, успел переодеться из комбинезона в шорты! :) Поэтому из найденного мной были в основном степные колючки в ассортименте. Носки вообще превратились в пособие для ботаников. А вот Череп с Лёликом - то ли воистину профи, то ли просто жадные :))) - нашли в степном бурьяне ВСЕ вплоть до подушки отцепки. Покупать ничего нового не придется :) Денек закончили однозначно на хорошей ноте! :)
Выводы такие:
- Сам ошибся - сам отцепился :)
- ИМХО: В методике AFF надо бы уделять побольше времени для отработки стабильной позы на раскрытии на тех стадиях, когда инструктор полностью отпускает студента. Таких заданий в AFF почему-то нет…
- Совет всем: много-много раз тренироваться находить на ощупь кольцо запаски именно на той системе, в которой прыгаешь!
Я не мог перед отцепкой посмотреть на кольцо - мешали закрученные свободные концы. Результат - кольцо после отцепки сразу не нашел. Запаску за эти секунды открыл транзит. Не очень хорошо...
- Больше трех прыжков за день на начальных уровнях AFF - удовольствие сомнительное.
- Отцепка, учитывая все поздравления, шуточки и веселые поиски тряпок, неприятных эмоций не оставила точно :) Впрочем, повторять желания особого нет :))) Справедливости ради скажу, что прочитав перед учебой много заметок и постов, в голове все улеглось, и неприятные эмоции переварились при чтении. Возможно, благодаря этому все было так просто.