2. Просто нужно найти хорошего, правильного учителя йоги!
И тогда якобы не будет вреда, а будет сплошная польза. Так думают многие поклонники этого странного занятия. Но ни один не в состоянии предложить адекватного способа, как отличить хорошего учителя от плохого.
На что вы будете ориентироваться?
Если вы идете учиться в государственную школу, институт, спортивную секцию - вы там имеете дело с официальной оганизацией и дипломированными учителями.
Которые подготовлены по государственным стандартам, пользуются проверенными методиками и научными знаниями.
Это не гарантирует вам конечно высокое качество преподавания. Но, скажем, вероятность того, что вы придете в класс, а там вам начнут преподавать какой-нить бред типа астрологии или начнут вызывать духов - близка к нулю. То есть вы можете быть уверены что как минимум никакой вредной чуши вам в голову не напихают.
Но в случае йоги
никаких общих стандартов, правил и методик не существует. Каждый гуру придумывает свои, на свой вкус. Как его левой пятке вздумается. Причем он сам же может на них наплевать в любой момент, никто ему не указ.
Поскольку в йоге отсутствует единая, стандартизованная система и каждый гуру придумывает свою школу - то все что вы можете, это лишь довериться данной конкретной школе. И ее филькиным грамотам, которые те называют сертификатами.
Йогические школы конечно же пытаются имитировать официальные системы - то есть тоже организуют какие-то многоступенчатые курсы для инструкторов, выдают дипломы, организовывают институты и академии.
Но это все ровно такая же липа как и в случае с курсами по ясновидению и академиями биоэнергоинформатики.
Итак, на официальный статус, на гос. сертификаты ориентироваться вы не можете. Их в йоге просто нет.
Можно конечно попытаться выбрать себе школу/учителя по опыту и известности. Исходя из того, что известный гуру наверняка заботится о своем добром имени и постарается не навредить вам. В конце концов, обычно у таковых есть книжки с их методиками, по которым можно ориентироваться, и которые можно проверить. Некая логика в этом есть.
Но на практике это не работает.
Возьмем того же Б.К.С. Айенгара, создателя самой распространенной школы йоги в мире, величайшего гуру из всех гур.
Ну, в тройку самых крутых он точно входит (входил точнее до недавнего времени, поскольку недавно умер).
И главное, это пожалуй самая мягкая школа йоги. Она считается самой адаптированной, ненасильственной, самой спокойной и безопасной из всех мировых школ йоги.
Неслучайно просветленный гуруджи пишет в своей культовой книге "Прояснение йоги" различные предостережения:
- во время занятий не должно ощущаться никакого чрезмерного напряжения ни в лицевых мышцах, в ушах и глазах, ни в дыхании
- неправильное выполнение асан уже через несколько дней вызывают неприятные ощущуения и напряжение. Это говорит о том что занятия ведутся неверно
и другие бла-бла-бла
Ко мне в комментах тоже набежали йогины с камланиями про то что "незыблемое правило йоги" есть осторожность, постепенность и ненасилие. Видимо начитались подобных сказочников.
В реальности этому великому гуру, вообще говоря, плевать на собственные рекомендации и все эти незыблемые правила.
На деле он может забраться ученику на спину, чтобы заставить его сильнее прогнуться, он не колеблется в использовании внешнего насилия при принятии позы учеником, о чем свидетельствуют многочисленные фото и видео.
Вот
здесь он ходит девкам по спинам и вообще активно наступает ногами на учеников в разных позах, чтоб вытянуть их сильнее
Насильственное выполнение сложных асан - не то что не исключение, а скорее правило для индийских школ йоги.
Вот еще
свидетельство про другого гуру, от любителя йоги Андрея Сидерского:
Еще одну яркую иллюстрацию аутентичного подхода к обучению и практике хатха-йоги я наблюдал спустя несколько дней после окончания соревнований делийского чемпионата. Происходило это в зале Вишваятан йогашрама (ныне Институт имени Морарджи Десаи), где мы с Игорем Александровичем и Бал Мукунд Сингхом сидели на полу и пили чай. Когда мы с Игорем пришли к Сингху, он как раз давал очередное задание пухлой светловолосой даме постбальзаковского возраста. «Это кто? - спросил я. «А, из французского посольства, йогатерапией с нею занимаюсь», - ответил Сингх. Мы стали пить чай и о чём-то беседовать, дама что-то делала на своем коврике, как вдруг Бал Мукунд Сингх - уважаемый консультант правительства Республики Индия по вопросам йоги, заслуженный Гуруджи и йога-мастер, преемник великого Брахмачари и методист правительственного учреждения - молниеносно вскочил, подбежал к тучной пожилой женщине, как раз в тот самый момент выполнявшей пащчимоттанасану (вытянутый наклон сидя), и принялся наподобие безумной обезьяны скакать по спине достопочтенной француженки, радостно вопя истошным голосом: «Deeper! Deeper! (Глубже, глубже)». На беспомощно сдавленный вопрос снизу: «Maybe, tomorrow?.. (Может, завтра)», последовал столь же истошно радостный бескомпромиссный ответ: «NOW!!! NOW!!! (Сейчас!!! Сейчас!!!)» и еще одна серия отчаянных прыжков по позвоночнику согнувшейся в три погибели весьма объемной тети… Потом, когда тетя ушла, и мы пили чай, я спросил у Сингха: «Hey, my friend, what are you doing? How can that be done? (Алле, друг, ты че делаешь, как можно так поступать?)» На что Сингх со смехом ответил: «It MUST be done. She already can. Just to show her that there is nothing to be afraid of. I jumped over her back. She knows that the worst is over. Now this pose in no more any problem for her. (Нужно. Она уже может, просто необходимо ей показать, что нечего бояться. Я попрыгал по ее спине. Она знает, что самое страшное позади. Теперь эта поза больше для нее не проблема)».
Кто-то еще тут хочет что-то рассказать про правильную постепенность в йоге и заслуженных учителей?
Ну и если даже великие индийские гуру подают такой пример - что тогда можно ожидать от рядовых инструкторов?
Кстати, а вот и результаты от подобных упражений (Сидерский):
А после фотосессии Бал Мукунд Сингх тихо спросил у Игоря: «Хочешь, я тебе что-то покажу?» «Ну? - ответил Игорь. Сингх подозвал одного из парней, велел ему повернуться спиной и сказал Игорю: «Ткни пальцем ему в позвоночник на уровне поясницы». Игорь послушался и нажал указательным пальцем на спину парня где-то на уровне верхней части поясничного отдела позвоночника. Палец провалился в спину. Никакого позвоночника под ним не оказалось. Игорь был в шоке. «Вот», - объяснил Бал Мукунд Сингх, - «из-за практики гиперпрогибов его позвоночник искривился, поясничный лордоз приобрел катастрофическую форму, позвоночник ушел вглубь и теперь калечит внутренности. Еще два-три года, и парень - инвалид. Помочь ему уже невозможно…»
Кстати, сам Айенгар тоже заполучил серьезные проблемы с опорно-двигательным аппаратом к 60-ти годам.
Официальная версия гласит, что он якобы повредил позвоночник и ноги в автоаварии, а потом еще какие-то несчастные случаи были.
Есть основания не верить на слово этому товарищу, который написал полную книгу бредней ("Прояснение йоги") наподобие того, что вот такая поза:
якобы сжигает жир с таза и бедер (Sic!)
Трудно верить на слово человеку, который провозглашает свою приверженность "Йога-сутрам Патанджали", как главному источнику йогической практики и при этом на голубом глазу игнорирует тот факт, что в "Патанджали" нет ни одной асаны, и единственное, что про них сказано - поза [для медитации] должна быть твердой и удобной.
Но если нельзя доверять высшему гуру ни в чем, если он оперирует какими-то нелепыми выдумками и насильственными действиями - то как можно довериться его ученикам?
Ок, говорят некоторые адепты - я верю прежде всего своему телу!
Если занятия йогой с данным учителем комфортны, не вызывают никаких болей и проблем - значит учитель хороший!
В этой позиции есть сразу несколько уязвимостей.
1) Вовсе не всегда боль означает вред, в физкультуре бывает ровно наоборот.
Например, при занятих фитнесом часто приходится терпеть, если хочешь получить эффект.
Боль (жжение) должна возникать в мышцах при выполнении упражнений "на отказ" - и это нормально.
Самое преполезное располезное упражнение может и даже должно вызывать боль при правильной технике.
Просто нужно знать какую боль можно и нужно терпеть, а какую - нельзя ни в коем случае.
Вот вы пришли на занятие по йоге и вам предлагают принять какую-то пиздравасану.
Откуда вам или вашему учителю знать, какие в ней ощущения допустимы, а какие нет?
Ведь нет никаких научных исследований, а книга от гуру где эта асана предлагается - просто набор ахинеи с точки зрения науки и медицины?
2) Если вы СЕЙЧАС не испытываете никаких болей/неудобств - это не значит что вы не портите себе здоровье на будущее.
Иногда вред может быть сильно отложенным.
Например если у вас проблемы с варикозным расширением вен - вам строго противопоказаны любые позы, затрудняющие кровообращение в ногах. Все эти сидения на коленях, скрещивания ног и т.п.
Испорченные вены поначалу никак себя не выдадут, но выстрелят через много много лет.
Вообще эта тема требует целого поста, и это как раз будет 3-я часть ликбеза.
В качестве постскриптума я хотел бы добавить, что конечно всегда есть вероятность встретить такого хорошего учителя йоги, который имея медицинское образование и клинический опыт - просто выкинет заведомо бесполезные/вредные позы или модифицирует их в нужную сторону, учтет все медицинские противопоказания учеников и фактически превратит занятия йогой в годную лечебную физкультуру.
Но если он не только умный, но и честный человек - он тогда выкинет заодно и это модное название. Зачем ему этот обман?
Так что если человек говорит что ведет занятия по йоге, это уже должно вызывать подозрение само по себе.
Продолжение: Ликбез про йогу часть 3Предыдущая
часть 1